Петербург растет на нефтепродуктах — но не на долго

Несмотря на появление у РФ новых портов на Балтике, порт Санкт-Петербург в 2008 году увеличивает экспорт мазута, дизтоплива и газойля из-за оттока наливных грузов из Эстонии и черноморских портов. Пишет Рейтер.

Два новых российских порта конкурируют с Петербургом: принадлежащий ЛУКОЙЛу Высоцк и открытый в 2008 году терминал Транснефтепродукта в Приморске, в июле-августе отгрузивший 480 тыс.т.

«Рост перевалки через Петербург объясняется дефицитом мощностей в порту Высоцк, который в настоящее время загружен полностью, а также тем фактом, что порт Приморск еще не достиг своих максимальных проектных мощностей», — сказал Александр Игнатюк из инвесткомпании Энергокапитал

Аналитик полагали, что Приморск и Высоцк отберут у Петербурга часть экспорта, но Киришский НПЗ Сургутнефтегаза сохранил отгрузки на Петербургский нефтяной терминал (ПНТ), а Высоцк незначительно увеличил объёмы: до 12,5 млн.т.  в 2008 году с 11,7 млн.т.   в 2007 году  Столько же будет и в 2009 году, говорит источник в ЛУКОЙЛе

Глава Эстонских железных дорог Кайдо Симмерманн в интервью Рейтер в сентябре сказал, что через три-четыре года эта страна перестанет получать транзитные нефтепродукты из России  Поставки нефтепродуктов через Таллин упали на 15% за восемь месяцев 2008 года до 13,610 млн.т.

Перфилов добавил, что именно на Санкт-Петербург с южных терминалов была переориентирована часть «речных» объемов мазута после катастрофы 2007 года в Керченском проливе, где сократилось число рейдовых накопителей

Игнатюк добавляет еще одну причину – «поворот» мазута из порта Мурманск из-за перегруженности железной дороги

Экспорт из Петербурга в 2008 года может достигнуть 14,6 млн.т. после 14,0 млн.т. годом ранее, говорят источники в порту.

«РЕЧКА» НЕ ОБМЕЛЕЛА

Большая часть грузов на Петербург доставляется по железной дороге, но ее возможности на Северо-Западе России практически исчерпаны

«Рост экспорта нефтепродуктов через Санкт-Петербург в 2008 году обусловлен ростом рейдовой перевалки мазута», — говорит главный редактор агентства Портньюс Надежда Малышева

Экспорт через рейд начал падать в середине 2000-х, когда крупный перевозчик Волготанкер остановил флот из-за налоговых претензий  Тогда же система каналов и шлюзов Волгобалт, по которой танкеры везут на рейд мазут и газойль с НПЗ Волги и Урала, пришла в плачевное состояние

Но в 2008 году государство впервые в полном объеме заплатило за дноуглубление и ремонт гидротехнических сооружений Волгобалта, сказала Малышева

Она добавила, что жесткие требования к флоту после Керченской трагедии побудили судовладельцев лучше заботиться о безопасности танкеров, что позволило грузовладельцам увеличить транзит по реке

ЖДАТЬ РОСТА?

Эксперты считают, что рост экспорта через Петербург, способный переваливать 15-16 млн т  наливных грузов, в 2009 году вряд ли продолжится  Кроме того, экспорт мазута даже может сократиться, если правительство повысит экспортную пошлину на темные нефтепродукты

Но аналитики и в этом году говорят, что Высоцк и Приморск оттянут часть грузов из Петербурга, особенно если РЖД реконструирует подходы к Высоцку. В следующем году следует ожидать замедление темпов рота перегрузки наливных грузов через порт Петербурга в связи со строительством второй очереди порта Приморск.

Однако источник в ЛУКОЙЛе говорит, что из-за конфликта с Грузией, Петербург будет расти и дальше, потому что в случае обострения отношений с Западом на российские грузы в портах Балтии может быть наложен арест

Сейчас правительство РФ стимулирует грузовладельцев работать через российские порты через сниженный железнодорожный тариф и нулевую ставку НДС на перевалку  Поэтому перегружать через порт Петербурга выгодно, несмотря на его «генетические проблемы» — перегруженную железную дорогу и малые глубины, не позволяющие швартовать у причалов танкеры дедвейтом более 33 000 тонн

 

                                         июл 08      авг 08    сен 08 (прогноз)    янв-авг 08   янв-авг 07 ПНТ,всего                         1 180 000  1 056 000    1 000 000         7 856 000    7 711 000 из них   Мазут                                 879 000    786 000      700 000          5 686 000       н/д   Дизель                               301 000    270 000      300 000          2 170 000       н/д Рейдовые накопители (начало работы в мае)                                              600 000    581 000      600 000          1 881 000    1 301 000 из них   мазут   вакуумный                        520 000        н/д               н/д                   н/д            н/д   газойль                               80 000        н/д               н/д                   н/д            н/д Всего порт                       1 780 000  1 637 000    1 600 000         9 737 000     9 012.000

17.09.08 в 12:59 раздел Статистика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: