РЖД остановила грузовое сообщение с Эстонией

Госмонополия Российские железные дороги приостановила поставки нефтепродуктов и угля в Эстонию для экспорта через ее порты и отрицает связь решения с призывами российских политиков подвергнуть Таллин санкциям за перенос «Бронзового солдата».

Трейдеры сообщили Рейтер, что в среду РЖД объявила об отсутствии «технологической возможности для отгрузок в Эстонию» нефтепродуктов в предстоящий месяц.

Представитель РЖД сказал Рейтер, что задержка с поставкой нефтепродуктов является «лишь сбоем в графике», и «никаких экономических санкций не вводилось и вводить не планируется».

Российские представители не раз угрожали Эстонии экономическими санкциями за решение местных властей перенести «Бронзового солдата» — монумент воинам Красной Армии — и эксгумировать братскую могилу на месте этого памятника в центре Таллина.

Перенос памятника на прошлой неделе привел к демонстрациям протеста, которые таллинская полиция разогнала дубинками и слезоточивым газом. Тем временем протесты продолжаются у стен посольства Эстонии в Москве, что вызывает тревогу Евросоюза.

По информации оптовых торговцев российским энергетическим углем, его экспорт через Эстонию приостановлен из-за нехватки железнодорожных вагонов. РЖД сообщила экспортерам, что они должны использовать собственные вагоны, а не парк РЖД.

Продавцы говорят, что трудно найти другие вагоны за такой короткий период времени и до 900 тыс.т. майского экспорта угля может быть потеряно. Нефтетрейдеры ищут альтернативные эстонскому маршруты — через порты на Балтике и на Черном море, принадлежащие России, Украине, Литве и Латвии.

Евросоюз и США не раз критиковали Россию за использование энергоресурсов в качестве орудия в отношении тех соседей, чья политика вызывала недовольство Кремля. Москва всегда отрицала политический мотив, объясняя перебои в поставках техническими причинами.

С 2002 года по этим причинам прекращена прокачка нефти в латышский Вентспилс на фоне недовольства Москвы положением русскоязычных меньшинств в Латвии, однако поставки по железной дороге продолжаются.

С 2006 года государственная Транснефть приостановила экспорт в Литву, объяснив утечкой из трубы. Участники рынка сомневались в официальной версии остановки поставок нефти в Литву, считая, что за этим может стоять стремление Москвы надавить на Вильнюс.

По мнению трейдера нефтепродуктов, если нынешний «сбой график» носит все же политическую подоплеку, ущерба Эстонии такие санкции не нанесут. Через эстонские порты идет четверть экспортируемых из России нефтепродуктов; в марте объем составил 2.431 млн.т. Основные поставщики — Газпромнефть, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз.

«Практического (наказать Эстонию) смысла в этом нет: все равно весь транзит — это российский капитал, и занято в транзите как раз русскоязычное население, — сказал он. — Это как бомба: ничего, что по своим, зато громко».

Призывы прокремлевской общественности свернуть торговые связи с Таллином встретили понимание и в некоторых других секторах рынка: ряд российских торговых сетей объявили о бойкоте эстонских товаров.

Трейдеры подсчитывают стоимость «сбоев в графике».

«Я не думаю, что будут большие потери в объемах, но будут крупные убытки, поскольку люди уже зафрахтовали вагоны и подписали долгосрочные контракты с транзитными терминалами», — сказал сотрудник одной из операторских компаний.

По его оценкам, экспорт тонны нефтепродуктов по железной дороге из центра России в Эстонию обходится в $50, в порт Мурманска — около $54, а в Одессу — более чем в $70.

При этом российские нефтетерминалы на Балтике не имеют технической возможности принять основной объем нефтепродуктов, традиционно направлявшихся через Эстонию.

В то же время источник в порту Петербурга полагает, что пауза будет недолгой. «Вряд ли мораторий на отгрузки продлится больше месяца», — сказал он Рейтер.

Объяснения РЖД: ОАО «Российские железные дороги»  ввело с 1 мая график ремонтных работ на Октябрьской железной дороге. Об этом ПРАЙМ-ТАСС сообщили в пресс-службе РЖД. Как отметили в компании, в связи с ремонтными работами график доставки грузов в страны Балтии, в том числе и в Эстонию изменится, так как «технические окна» будут выпадать на маршруты грузовых поездов, но это «не предполагает невыполнение заявок». Ремонт займет минимум 2 недели. В пресс-службе также отметили, что РЖД не планирует вводить никаких экономических санкций в адрес Эстонии, «все заявки, которые поступили в адрес Эстонии, приняты, и они выполняются».

InfraNews.ru

02.05.07 в 20:34 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: