Не пускать Литовский груз!!!

 

Россия развязала новую торговую войну на постсоветском пространстве — на сей раз с Литвой. Вчера российский посол в Вильнюсе Владимир Чхиквадзе был вызван в МИД Литвы для объяснения действий Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, резко усилившей на прошлой неделе контроль на границе с Литвой, где скопились 30-километровые очереди литовских фур. Вильнюс пригрозил пожаловаться на эти «дискриминационные действия» в структуры ЕС и ООН.

Вчера утром российский посол в Литве Владимир Чхиквадзе был вызван в литовский МИД для дачи объяснений по поводу «дискриминационных мер таможни РФ в отношении литовских грузоперевозчиков». Ситуация на российско-литовской границе начала накаляться в середине прошлой недели, когда на всех КПП стали скапливаться грузовики с литовскими номерами. «Российские таможенники, ссылаясь на режим усиленной проверки грузов, ставят литовские фуры в отдельную очередь и не разрешают ехать ни вперед, ни назад»,- сообщил «Ъ» пресс-атташе в литовской ассоциации перевозчиков Linava Гитис Винцявичюс. В результате действий российских таможенников вчера днем на КПП Кибартай-Чернышевское и Панемуне-Советск скопилось до 80 автомобилей. Многие водители жаловались «Ъ», что провели в очереди несколько суток. Наиболее предприимчивые дальнобойщики постарались провезти груз через границу РФ с Латвией, однако и там российские таможенники уже поджидали литовские машины. В итоге вчера утром на российско-латвийском КПП Терехово—Бурачки стояла 30-километровая вереница литовских фур.

Причиной проблем на границе стал ввод ФТС особого режима при досмотре литовских перевозчиков, о котором служба официально сообщила только в понедельник. Как говорится в сообщении пресс-службы ФТС, эти действия вызваны тем, что «в последнее время в России участились случаи недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения, что наносит значительный ущерб государственному бюджету», причем «наибольшее количество нарушений таможенного законодательства такого рода выявлено в деятельности отдельных литовских перевозчиков». ФТС направила письма в Европейскую экономическую комиссию ООН, таможенную администрацию Литвы и Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков с просьбой о принятии мер по недопущению нарушений национального законодательства РФ.

В таможенном департаменте Литвы «Ъ» вчера подтвердили поучения письма ФТС, которое пришло на прошлой неделе. По словам собеседников «Ъ», в письме российские таможенники упоминают о 16 случаях с начала нынешнего года, когда грузы литовских перевозчиков не прошли таможенную процедуру, так что бюджет России не получил таможенную пошлину и другие налоги за ввозимый товар. Литовская сторона считает действия российских таможенников неадекватными, поскольку случаи нарушений составляют 0,03% таможенных процедур, выполненных литовскими автоперевозчиками с начала этого года. Кроме того, как сообщили «Ъ» в таможенном департаменте Литвы, все 16 случаев нарушений связаны с компаниями, лицензии у которых уже отобраны. В связи с этим литовская таможня обратилась к своим российским коллегам с просьбой не создавать препятствий для литовских перевозчиков и пообещала сотрудничать с ФТС в деле пресечения нарушений.

Российские власти заявляют, что пытаются разблокировать ситуацию. Например, 7 августа этот вопрос обсуждался сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии — главой Минтранспорта РФ Игорем Левитиным и главой литовского МИДа Вигаудасом Ушацкасом. Господин Левитин заверил господина Ушацкаса, что вопрос будет вскоре улажен. Однако, как признаются в неофициальных беседах с «Ъ» литовские чиновники, никаких движений с российской стороны пока не заметно.

Вчера заместитель главы МИД Литвы Эвалдас Игнатавичюс заявил, что в среду в Москве должно состояться совещание таможенных служб Литвы и РФ, а в четверг вопрос вновь будет обсуждаться министрами Левитиным и Ушацкасом. При этом господин Игнатавичюс подчеркнул, что в случае отсутствия прогресса на переговорах Вильнюс будет жаловаться в структуры ООН и ЕС. А уже вчера вечером глава МИД Литвы направил письмо в Еврокомиссию с просьбой «пресечь дискриминацию перевозчиков на национальной почве».

Собеседники «Ъ» в МИД и министерстве транспорта Литвы предполагают, что причиной действий Москвы могла стать политика. В частности, собеседники «Ъ» отмечают недавний запрет на въезд в Литву экс-сотруднику администрации президента РФ Модесту Колерову, а также недавние высказывания нового президента Литвы Дали Грибаускайте, заявившей о готовности и дальше поддерживать интеграцию Грузии и Украины в НАТО (см. «Ъ» от 19 мая). Впрочем, российский посол в Литве Владимир Чхиквадзе заверил «Ъ», что с политикой транзитный конфликт никак не связан.

Эксперты убеждены, что за действиями России стоит желание увеличить загрузку морского порта Санкт-Петербурга (принадлежит структурам владельца НЛМК Владимира Лисина), конкурирующего с прибалтийскими портами (в том числе с литовской Клайпедой). «Действия ФТС являются попыткой поддержать Санкт-Петербургский порт, грузооборот которого с начала года падает»,— заявил «Ъ» гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. По словам господина Микаеляна, ужесточение режима на границе сделает менее выгодной доставку импортных товаров из балтийских портов в РФ, которые в основном перевозятся именно фурами, так что в итоге товаропоток может переместиться в Санкт-Петербург и исправить ситуацию. Дело в том, что в первом полугодии импортный грузопоток в Санкт-Петербургском порту сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению Агвана Микаеляна, действия ФТС могут быть и госполитикой России, и результатом лоббистской деятельности Владимира Лисина. «Это тот случай, когда интересы государства совпадают с интересами частного капитала,— говорит эксперт.— Хотя в итоге из-за таких топорных мер качество порта в Санкт-Петербурге по-прежнему будет хуже, чем портов в Прибалтике».

InfraNews: Это не политика, а ответ на свинское поведение с тарифами Литовской стороны  и отношение к Калининграду. Как мы и предполагали, вместо ответов — появляется устойчивый белый шум. Больше всего порадовал эксперт Микаелян. Для которого отдельно сообщаем, что в Порту СПБ на долю структур Лисина приходится менее 20% собственности и оборота. Отдельно сообщим г-ну эксперту, что технологическое отставание Прибалтийских портов от Санкт-Петербурга уже очень велико. Достаточно объехать всех их и понять, что Питер значительно более современный порт, чем любой другой порт на Балтике. Ну и на последок добавим, что страна, любая, просто обязана защищать свой частный капитал, и ничего постыдного в этом нет.

 

12.08.09 в 6:56 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: