Минтранс расставил акценты кризиса

Новости | Политика | Март 31, 2009, 6:41

 

Министр транспорта России Игорь Левитин сформулировал антикризисные меры для транспортной отрасли. Как говорится в сообщении Минтранса РФ, сегодня, 30 марта 2009 года, состоялось расширенное заседание общественного совета Минтранса РФ под председательством И.Левитина.

Последствия мирового кризиса негативно отразились на деятельности транспортного комплекса. Снижение объемов производства в основных грузообразующих отраслях, особенно в строительстве, черной металлургии и химической промышленности, и объемов экспорта отечественной продукции привело к сокращению спроса на транспортные услуги.

В этих условиях наши усилия должны быть сконцентрированы на следующих задачах Программы антикризисных мер. Первая – обеспечение доступности транспортных услуг для населения.

С целью поддержания темпов строительства объектов транспортной инфраструктуры и снижения финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Федерации при строительстве и реконструкции автодорог принято постановление Правительства, которым предусматривается снижение минимального размера софинансирования объектов из бюджетов субъектов РФ с 20% до 5% годового объема (95% – из федерального бюджета, 5% – субъекты РФ).

Проектом федерального бюджета на 2009 год предусмотрено предоставление субсидий субъектам Федерации не только на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, но также на ремонт и содержание.

Вторая задача – обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров.

Наиболее остро стоит вопрос в гражданской авиации. Минтранс разработал комплекс мероприятий, направленный на их поддержку. В целях обновления парка воздушных судов постановлениями Правительства отменены ввозные таможенные пошлины в отношении воздушных судов иностранного производства с количеством посадочных мест до 50 и свыше 300 человек.

В декабре 2008 года было принято постановление о порядке предоставления коммерческим банкам субсидий на возмещение возможных затрат по сделкам кредитования авиакомпаний. В 2009 году на его реализацию выделено 5 млрд руб. Также предлагается увеличить размер возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

Разработана и утверждена Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ до 2020 года, которая включает: субсидирование аэропортовой деятельности, рассмотрение вопросов организации аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,. Также проводится реконструкция местных аэропортов региона.

В автомобильном транспорте будет реализована программа по обновлению парка автомобильной техники, в том числе, для перевозки пассажиров, при условии ее софинансирования субъектами РФ в размере до 10 млрд руб. В 2009 году на эти цели будет направлено 20 млрд руб. из федерального бюджета.

Лизинговым компаниям будет предоставлена кредитная линия на лизинг автомобильной техники российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

Минтрансом ведется мониторинг деятельности 29 системообразующих предприятий транспортного комплекса. Необходимо отметить, что 52 предприятия транспортного комплекса включены в сформированный Минрегионом России перечень предприятий регионального значения, претендующих на получение государственной поддержки.

“В государственных организациях, финансируемых из федерального бюджета, негативных изменений в сфере трудовых отношений в связи с экономическим кризисом не произошло. Ситуация стабильная, случаев массового увольнения работников не наблюдается, высвобождение численности работников в связи с ликвидацией учреждений и предприятий в частном секторе не планируется. Информации по задолженности по выплате работникам заработной платы указанных учреждений и предприятий нет”, – сказал И.Левитин.

На железнодорожном транспорте большая часть организаций, в которых проведено, а также предполагается сокращение численности в течение 2009 года является филиалами РЖД. Компанией принимаются меры по сохранению квалифицированных кадров, следствием чего является перевод части работников на режим неполного рабочего времени. Одновременно проводится подготовка, переподготовка и обучение вторым (смежным) профессиям около 2 тыс. работников.

В гражданской авиации снижение численности с начала текущего года составило 3.2%. В настоящее время часть квалифицированных кадров, в том числе, летный состав, трудоустроены в другие авиакомпании и аэропорты, а также проходят переобучение.

Третья задача – снижение транспортных издержек реального сектора экономики. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения ценовой доступности производимой продукции за счет снижения транспортных издержек Правительством принято решение увеличить в текущем году тарифы на грузовые перевозки, осуществляемые РЖД, на 8% вместо ранее запланированных 14%. Для компенсации недополученных доходов в уставный капитал Компании планируется направить 50 млрд руб. Также для поддержания спроса на продукцию отечественного автопрома Правительством принято решение о перевозке железнодорожным транспортом автомобилей, произведенных на территории России, в Дальневосточный регион без взимания провозной платы. На эти цели будет направлено из бюджета 2 млрд руб.

Четвертой задачей является привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Получит дальнейшее развитие реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства. В 2008 году 5 проектов в сфере железнодорожного транспорта и 5 проектов в сфере дорожного хозяйства получили поддержку из Инвестиционного фонда в размере 18.5 млрд руб. В 2009 году будет продолжена реализация проектов в которые уже инвестированы средства частными инвесторами.

Новым элементом привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль может стать выпуск инфраструктурных облигаций крупными транспортными компаниями. Первый положительный опыт в данном направлении уже есть. ФСФР в январе 2008 года зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций РЖД на сумму в 100 млрд руб. Размещение облигаций планируется ежемесячно до мая текущего года по 30 млрд в месяц. Для закупки нового ж/д подвижного состава Минтранс предлагает использовать механизм государственных гарантий для заинтересованности банков по выделению кредитных средств на покупку новых отечественных вагонов на срок от 3 лет и более по ставкам не выше 19% годовых

В целях привлечения инвестиций в дорожное хозяйство и снижения издержек при производстве дорожно-строительных работ принято решение о создании централизованного механизма лизинга для поставок техники для нужд дорожного хозяйства на базе ОАО “Государственная транспортная лизинговая компания”. В проекте откорректированного федерального бюджета на 2009 год планируется внести в ее уставной капитал 3 млрд руб. за счет средств федерального бюджета.

Для привлечения инвестиций в строительство автодорог создается государственная компания “Российские автомобильные дороги”.

Пятая задача – продолжение реформирования транспортного комплекса. В 2009 году нам предстоит: завершить разработку концепции реформирования системы управления внутренними водными путями, создать дочернее общество РЖД в сфере перевозок пассажиров в дальнем следовании, а также создать Вторую грузовую компанию, провести объединение Росавиации и Росаэронавигации, продолжить реализацию Концепции развития аэродромной сети РФ на период до 2020 года, продолжить создание казенных предприятий на базе социально значимых аэропортов в районах Крайнего Севера, создать Администрацию Северного морского пути.

Кроме того, Минтранс предлагает дополнить антикризисную программу для транспортной отрасли несколькими пунктами. В частности, предполагается ускорение процедуры возмещения НДС для крупнейших организаций-экспортеров товаров и услуг посредством восстановления института “традиционного экспортера”, предусматривающий возврат в течении месяца до 80% суммы уплаченного НДС. Также предлагается увеличение уставного капитала ОАО “Государственная транспортная лизинговая компания” до 10 млрд руб.

Кроме того, Минтранс предлагает восстановить запланированный до кризиса уровень субсидий регионам на развитие автодорожной сети.

Также Минтранс предложил увеличить инвестпрограмму РЖД путем внесения в ее уставной капитал 100 млрд руб.

Минтранс предлагает субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение железнодорожного подвижного состава российского производства и субсидирование организациям автомобильного транспорта части затрат на уплату лизинговых платежей за автобусы и грузовые автомобили российского производства, а также части затрат на уплату процентов по кредитам на их приобретение.

В том числе Минтранс предлагает выделение средств федерального бюджета на переподготовку высвобождающихся работников гражданской авиации.

 

Новости по теме


Свежие новости