Прогнозы 2008 — порты, РЖД, транспорт

1. Главный прогноз — реформа РЖД упрется нехватку денег, которых будет нахватать вследствие неготовности недореформированной структуры монополии к приему больших денежных средств, без потерь. Напомним, что вместо нормальной подготовки и продуманной политики, бывшее МПС перевели в ОАО РЖД, и в 2003 году объявили о создании акционерного общества. Это ОАО в нарушение всех законов стало правопреемником МПС и имеет даже собственный закон «Устав ЖД транспорта», который все больше противоречит регулярно обновляющемуся российскому законодательству. Реформа никуда не идет. Продажа имущества — не есть реформа. Достаточно пообщаться с простыми сотрудниками монополии, или почитать форумы железнодорожников на сайте Гудка или сайте самой РЖД, чтобы понять, что сотрудники либо разбегутся, либо поднимут бунт. Первыми станут локомотивные бригады, которы попытаются добиться своих целей до президентских выборов. Подавлять их силой никто не решиться — иначе точно некому будет водить составы.

2. Главная звезда стивидорного бизнеса в 2007г — Новороссийским морской торговый порт, изо всех сил будет пытаться удержать текущую капитализацию. Помочь в борьбе могут  малые объемы торгов акциями на биржах, помешать — высокие тарифы и обширная инвестпрограмма. По нашему прогнозу стоимость акций, вероятно, опустится к  нижней планке, которую установили для себя организаторы IPO на 2008г. На 30-35% ниже сегодняшней стоимости.

3. Главный покупатель года — Северстальтранс, весь год будет заниматься переименованием и осмыслением того, что делать с приобретениями 2007г. Если Петролеспорт на сегодня есть куда капитализировать, и для этого даже приготовлено интересное кадровое решение, то для других активов в стивидорном секторе пока решений не подготовлено. Железнодорожный сектор останется в неизменном виде, хотя возможны и консолидация и даже подготовка к неким выходам на рынок (акции, конвертируемые облигации и т.д.).

4. Железнодорожные операторы всех мастей ждут серьезные перемены. Компании пойдут в терминальную  логистику вслед за Евросибом и ДВТГ. Многие будут проводить более открытую информационную политику, кто-то даже раскроет реальных акционеров. Будут задумываться об IPO. Здесь правда сыграет роль «тайное» размещение акций Трансконтейнера. От того, на сколько честным и открытым в результате окажется процесс, а также от справедливости стоимости акций компании, зависит будущее всех частных операторов. Зависит то, насколько рынок реально захочет принимать других операторов.

5. Собственно Трансконтейнер — либо сменит менеджмент и начнет нормально работать, либо будет раздавлен самой системой РЖД. Закрытость компании, отсутствие финансовой отчетности, регулярное давление на клиентов — играют и против самой компании, и против системы.

6. В стивидорном бизнесе, вслед за ошеломляющим IPO НМТП, появятся крупные стратегические инвесторы. Кто? Список будет к концу 1 квартала.

7. Неудачники года — Морской порт Санкт-Петербурга и Туапсинский порт. Коричневую майку аутсайдера эти стивидорные компании получили, перейдя в собственность владельца НЛМК, три года назад. Нерешительность, неготовность к инвестициям. Либо хоть что-нибудь начнется в плане инвестиций и работы с персоналом, либо порты продадут. Либо мы ничего не понимаем, и у г-на Лисина просто ангельское терпение.

8. Несмотря на залитый бетон, и заказанные краны, по проекту Балтийского контейнерного терминала — еще очень много сомнений. Даже у самих акционеров.  Если в этом году краны сделают хоть одно коммерческое (не презентационное) движение — этот проект можно будет признать успехом. Ну а нет — забудем.

9. Диковатый Maersk, перестроив всю свою систему правления, поменяв руководство в Копенгагене и  решив углубиться в логистику, таки вошел на Российский рынок. Через форточку. В городе Светлый, Калининградской области, компания ООО «АПМ Терминалс Калининград» ровняет площадку, выгоняет соседей и тихонечко проектирует терминал. Чего они насчитали, и как там будет разворачиваться компания, которая не строит и не участвует в маленьких проектах? При этом, московский офис компании не принимает никакого участия не то что в управлении проектам, у них даже не спрашивают советов. За недостаточностью информации — предположим, что проект будет реализован года через 3-4.

10. Крупнейшая контейнерная компания России, которая имеет активы во всех секторах — ДВМП, будет мучаться долгами, проектами и болезненными попытками повысить свою значимость. В этом году акционеры достигли заветной цели, стоимость компании превысила миллиард долларов. Но терминалами порулить не дают, в Русской Тройке такой крупный партнер, что как бы случайно не задавил, а в судоходном бизнесе, судя по всем движениям года, понимают по-прежнему только управленцы во Владивостоке. Даже покупка фидера на Балтике не даст особой прибавки в прибыльности (как известно большинство их балтийских фидеров из-за частых перепадов фрахтовых ставок балансируют на грани убыточности). А долги пока больше выручки.

11. Есть вопросы к дорогам и прочей транспортной инфраструктуре. Будут строить? Будут строить! Строить и плакать, плакать и воровать. Стоимость километра четырехполосной качественной асфальтированной трассы уже превышает $10 млн. (в Европе это стоимость 10 полосного бетонного автобана с развязками), стоимость строительства километра железной дороги в России давно превысил стоимость европейских высокоскоростных магистралей. Если это воровство не остановить — не поможет ни один нацпроект, а президентом хоть Волкова, хоть Прокуророва изберем — страна без дорог развалится. А будут так воровать — дорог не будет.

InfraNews

 

25.12.07 в 10:59 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: