Совсем уже?

Новости | Политика | Декабрь 14, 2007, 9:49

ОАО «РЖД» предлагает создать в морских портах единый орган, который объединил бы для централизованного взаимодействия со смежными видами транспорта разрозненных стивидоров. “Гудок” опросил экспертов и придворных аналитиков РЖД. Читайте сами!

По словам начальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексея Мироновя, в компании положительно оценивают принятие федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», который позволил законодательно закрепить имущественные, земельные и другие правоотношения в портах.

Но в то же время он отметил, что вопросы взаимодействия различных видов транспорта с портовыми структурами не нашли в полной мере своё отражение в новом законе.

По словам Алексея Миронова, ОАО «РЖД» предлагало внести в закон определение владельца инфраструктуры морского порта, то есть единого юридического лица в порту, с которым та или иная железная дорога могла бы заключить договор на подачу-уборку вагонов, разработать единый технологический процесс и подписать узловое соглашение, определяющее порядок взаимодействия, оговаривающее права и обязанности сторон при перевозке грузов.

«Однако в статьях нового закона указаны операторы морского терминала, которых в морском порту может быть большое количество, что значительно затруднит для железной дороги взаимодействие с морским портом и негативно скажется на бесперебойности работы единого транспортного конвейера», – сказал Алексей Миронов.

Кроме того, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается не юридическое лицо, как предлагало ОАО «РЖД», а совокупность объектов инфраструктуры морского порта.

Из-за различных несогласований в 2007 году средний простой вагонов на подъездных путях морских портов достиг 7 часов при средней технологической норме менее 5 часов. В итоге дефицитный подвижной состав используется нерационально, а РЖД и порты ведут бизнес недостаточно эффективно.

Представитель ОАО «РЖД» заявил о необходимости совместной выработки новых условий взаимодействия портов и железных дорог, обеспечивающих их слаженную работу.

«Необходимо создать в морских портах консолидирующий орган, который объединил бы для централизованного взаимодействия со смежными видами транспорта всех разрозненных стивидоров», – заключил Алексей Миронов.

Заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института морского флота Сергей Буянов считает, что идея, высказанная топ-менеджером ОАО «РЖД», вполне понятна. Однако её воплощение в жизнь связано с рядом трудностей.

«Я не вижу механизма, благодаря которому можно создать какую-то организацию, объединяющую стивидоров в портах. Для этого нет законодательной базы, а также не ясно, какая организация могла бы стать непосредственным создателем новой структуры и регулятором её деятельности», – сказал эксперт.

Он также добавил, что стивидоры не видят смысла объединяться по любому поводу в силу соблюдения корпоративных интересов и конкуренции. Кроме того, если даже объединить структуры портов под началом одного стивидора, то он неминуемо начнет выстраивать взаимодействие с транспортниками в своих интересах.

Сергей Буянов полагает, что сейчас консолидировать стивидоров возможно лишь на условиях создания общественного объединения. Однако это будет не совсем надёжный партнёр. «С общественной организации спрос невелик», – заметил эксперт.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарёв, в свою очередь, считает, что таким консолидирующим организатором должен быть именно порт, и никакая иная организация. Однако у портов также есть собственные экономические и иные интересы, из-за которых их акционеры не всегда идут навстречу РЖД.

«Выход – в появлении «сквозного» собственника на всей цепочке перевозок. Именно поэтому ОАО «РЖД» ведёт активную политику по приобретению пакетов акций крупных портов. Единый собственник будет вполне способен обеспечивать любые способы взаимодействия и выстраивать эффективные логистические схемы», – подчеркнул эксперт.

InfraNews: Закон о портах содержит множество недоработок. И мы к ним еще вернемся, но попытка добится контроля РЖД над портами приведет только к тому, что транспортная система остановится без развития, как стоят сегодня без физического роста сами РЖД.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости