Самый мощный удар по Усть-Луге

Сегодня в газете «Известия» опубликована статья, которая порадовала до глубины души. Кто ее «инициировал» — прозрачно. В статье ругают попытку руководства порта притянуть к себе вторую очередь БТС (есть планы договориться с Транснефтью, чтоб она договорилась с правительством, чтобы труба пошла вместо Приморска на Усть-Лугу) — значит Транснефть. В ней ругают проект Усть-Луги вообще (с учетом приближающихся выборов и существования некоего соглашения о сотрудничестве между «Известиями» и Единой Россией) — также очевидно, кому это интересно.

Так что внимание. Ничего нового — но почитать федеральную газету, которая в принципе никогда не умела писать про транспорт и вдруг разразилась глубокой критической статьей про один из самых громких проектов последних 15 лет, стоит.

InfraNews

На российском балтийском побережье есть порт Усть-Луга. Порт как порт, но вот беда — глубина фарватера там всего14 метров, и по этой причине туда не могут заходить современные нефтеналивные танкеры. Глубину фарватера решено увеличить, а порт коренным образом реконструировать. До конца этого месяца должен быть объявлен тендер на выбор генподрядчика, который будет вести это строительство.

На углубление фарватера с 2002 по 2007 год потрачено уже, согласно данным, опубликованным в СМИ, — 1 миллиард 485 миллионов рублей бюджетных денег. Как с законной гордостью заявила первый заместитель генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Светлана Макарова, «на дноуглубление в южной части порта государство выделило около 900 миллионов рублей».

Завершить строительство терминала в Усть-Луге планируется во втором квартале 2009 года. Ну а «выйти на проектную мощность» планируется к началу 2010 года. Но помимо самого проекта есть еще и смежные затратные подпроекты. Например, подведение железнодорожной ветки к терминалам в Усть-Луге должно обойтись в 20 миллиардов рублей. Тут весь вопрос в том, считаются ли большие расходы недостатком проекта или его главной целью.

С точки зрения государственного подхода большие расходы — это плохо, а вот с точки зрения некоторых «государственников», огромное, по сути единственное достоинство.

Что ж, бывает такая экономическая, политическая, стратегическая ситуация, когда такие траты необходимы. Как говорится, есть такое слово «надо»!

Только в данном случае никакой такой необходимости нет.

Дело в том, что в России есть другой балтийский порт — Приморск. В отличие от Усть-Луги фарватер в Приморске необходимой глубины, порт успешно работает. Более того, в Приморске уже проведена реконструкция, через него сегодня переваливается около 75 миллионов тонн нефти.

Кроме того, по оценке бывшего президента » Транснефти» Семена Вайнштока, возможности этого порта далеко не исчерпаны, он способен переваливать почти в два раза больше нефти — только поставляй. Во всяком случае, Приморск вполне может обеспечить транспортировку всей нефти, поставляемой по Балтийской трубопроводной системе (БТС).

Однако в рамках проекта возведения терминала в Усть-Луге активно обсуждается возможность строительства отдельной ветки, БТС-2, ведущей в этот порт. Но хватит ли нефти, чтобы загрузить ее мощности…

Есть две пикантные детали, которые, по странному стечению обстоятельств, обычно не упоминаются сторонниками проекта Усть-Луга. Первая. Без подведения ветки БТС-2 Усть-Луга по сути дела не нужна — ее нечем загрузить, переваливаемые через нее объемы незначительны. Вторая. Усть-Луга принадлежит сугубо частной компании, тому самому ОАО «Компания Усть-Луга». А БТС — структура государственная. В целом вся эта одиссея с Усть-Лугой — порочный бюрократический круг, «дурная бесконечность». Механизм отлично известен с советских времен. Начинает раскручиваться маховик затратной экономики. Куда удобнее и выгоднее «углублять фарватер черной дыры» — направлять туда все новые деньги. Не трудно предположить, почему именно сейчас лоббисты Усть-Луги так резко усилили активность — они спешат. Надо успеть запустить проект, рассчитанный на годы и миллиарды.

Такова древняя бюрократическая традиция, воспетая еще Толстым. «Дело орошения полей Зарайской губернии было начато предшественником предшественника Алексея Александровича. На это дело было потрачено и тратилось очень много денег, и совершенно непроизводительно, и все это, очевидно, ни к чему не могло привести. Алексей Александрович, вступив в должность, тотчас же понял это и хотел было наложить руки на это дело; но в первое время, когда он чувствовал себя еще нетвердо, он знал, что это затрагивало слишком много интересов и было неблагоразумно; потом же он, занявшись другими делами, просто забыл про это дело. Оно, как и все дела, шло само собою, по силе инерции. (Много людей кормились этим делом, в особенности одно очень нравственное и музыкальное семейство: все дочери играли на струнных инструментах…) …в каждом министерстве были и не такие дела, которых никто, по известным служебным приличиям, не поднимал».

ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ) N 212-M (27496)

20.11.07 в 22:59 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: