Давыденко и транспорт: продолжение недоразумения

Давыденко: Порт Оля — моя головная, даже сердечная боль c 1995 года. Построили причалы, подвели железную дорогу. Но пришли новые руководители и почему-то опять передали его в состав пароходства, которое потом обанкротилось окончательно. После этого стали говорить, что порт построили зря. Буквально этим летом приезжает к нам замминистра транспорта Ирана, одновременно занимающий должность главы дирекции портов и судоходств. Объехали всю Астрахань, где есть порты, но они тоже очень старые. Приехали в порт Оля, показываем. Он говорит: и что, у вас какие-то сомнения есть? Вот причалы, вот территории под логистические склады, как раз около тысячи гектаров. Я, говорит, буду вкладывать деньги сюда, как инвестору мне это интересно. И сейчас уже ведутся переговоры. (Там, кстати, еще один боец бегал)

Или тот же Мурманский порт. Я член совета директоров порта, прекрасно знаю людей, которые им владеют (по неофициальной информации порт контролируют структуры предпринимателя Сослана Харебова.»Коммерсант»). Но они не хотят его строить! Не хотят покупать современные контейнерные перегружатели, а если и покупают, то списанные или, что называется, «секонд-хэнд». (Для справки: в порту нет никаких, ни старых, ни новых контейнерных кранов — InfraNews) Понятно, что они сокращают расходы и увеличивают доходы, но инфраструктура порта становится все хуже и хуже. Я не хочу их осуждать, я сам работал в бизнесе и хорошо это понимаю. Но мы, как представители государства, хотели бы видеть в Мурманске современный порт, как Роттердам или Гамбург. Но некоторые наши стивидоры настолько не хотят работать, что не могут увидеть перспектив. Я абсолютно не согласен с тем, что «мы отстали навсегда». Просто у наших портовиков нет амбиций, и это главная проблема.

InfraNews: Зато, амбиции есть у чиновников. Бестолковые, пафосные, рожденные одной лишь целью потратить деньги налогоплательщиков. Порт строится там — где на то есть население и экономика. Николаев-на-Мурмане не место для жизни, а в Гамбурге с Роттердамом порты развиваются естественным способом уже 700 лет. В Петербурге 300 лет. В Шанхае, страшно сказать, несколько тысячелетий.

Вопрос «Коммерсанта»: То есть когда на одном из недавних заседаний правительства прозвучала идея, что в портах «слишком много стивидорных компаний», это было не случайно?

Давыденко: Здесь не совсем так, как представилось прессе. Если вспомнить, наши порты были приватизированы в 1993 году за рекордный срок — три месяца. (Чиновник забыл — так были приватизированы все предприятия страны). И теперь железнодорожникам очень трудно работать с портами, потому что раньше был один договор с госпредприятием, а теперь, например, в порту Петербурга, сотня. Но бизнес все равно идет в сторону укрупнения. Например, в Новороссийске сначала было семь или восемь компаний, а теперь один хозяин, есть с кем разговаривать. В Петербурге такого нет, но процесс идет. У нас есть поручения президента и правительства, и мы их выполняем. Но если какие-то стивидоры не выполняют, то мы найдем рычаги воздействия и заставим их. Но не методом запрещений или каких-то карательных мер. Просто сделаем новый порт, и весь груз уйдет туда.

InfraNews: А в чем проблема ведения ста договоров. В штате РЖД 1,3 млн. человек. Что коммерческой службы нет? Или читать не умеют, и считать? То что НМТП имеет теперь одного хозяина почти на весь порт — лукавство. Есть там и другие игроки и грузополучатели. Мало того, чиновник снова путает, в Новороссийске у РЖД, в принципе, меньше проблем, поскольку основная перевалка — это труба. А по сухогрузам и наливу, идужим  по железной дороге, Новороссийск далеко не самый крупный порт страны.

А самое главное — Давыденко не держит лицо перед новым премьером. Как это нам не так представилось? Что премьер не вводил страну в заблуждение о трехстах стивидорах? Вводил. СМИ постарались объяснить. Давыденко тупо повторяет о ста договорах РЖД с получателями в Большом порту СПб. Откуда? Зачем это вранье?

Давыденко: До сих пор не отработана система сдачи причалов в аренду, здесь тоже, видимо, кому-то порядок не нужен. Мы с Росимуществом договорились о том, что с нового года будем заключать только один договор аренды, а не два, что должно упростить отношения с инвесторами. Раньше арендатор заключал один договор с Росимуществом, по которому сумма аренды шла напрямую в бюджет, а второй — со ФГУП «Росморпорт», как бы на возмещение его затрат. И в это же время со всей суммы арендной платы «Росморпорт» уплачивал налоги. Абсурд! Еще один момент: сегодня договор аренды причалов заключается на 11 месяцев. Когда в Новороссийске сформировалась управляющая компания, мы сдали ей в аренду государственное имущество на 49 лет, это был первый прецедент. Я подписал бумагу и думал, что меня за это разругают, а Росимущество не подпишет. Но и Росимущество подписало! Нас еще года полтора потом «полоскали» в прессе, что мы нанесли государству ущерб. Но когда все увидели, что инвестор вложил $700 млн. в реконструкцию причалов, а акции на бирже поднялись чуть ли не втрое, никто об ущербе не говорит. Это первый шаг к тому, чтобы цивилизованно строить отношения и доверять инвестору. На мой взгляд, нужно сдавать причалы в аренду минимум на 25 лет, и чем длиннее срок, тем лучше для всех, ведь старые причалы в ряде случаев просто разрушаются.

InfraNews: Очень нравится!!! Наши чиновники, уже давно, повторив что-то сто раз, принимают это за свершившийся факт. Но чтоб чиновник слушал обещания бизнесмена и в его голове обещания превратились в факт — это перебор. Как, где увидал чиновник вложенные  в НМТП $700 млн.? Программа еще не стартовала.

Про акции — это смешно. Сделок по акциям практически не происходит, свободного обращения нет. Те сделки, которые ОАО НМТП раскрывает, непрозрачны по цене. Говорить о стоимости компании — нелепо. Так же нелепо оценивать ее в $4,2-5 млрд., как это сделала Тройка Диалог, и во что, похоже, поверили уже все, включая акционеров.

Еще раз повторимся — то, что говорит чиновник Давыденко, характеризует и его, и нас, и отрасль и тех, кто его назначил туда. Все виноваты. Но лучше уж жевать (пардон за тупую шутку), чем говорить.

А вообще, прочитайте интервью полностью, в «Коммерсанте», получите ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.

InfraNews

11.10.07 в 23:35 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: