Большая эстонская распродажа – продолжение темы

Новости | Политика | Июль 18, 2007, 21:11

Ухудшение политических и торговых отношений РФ и Эстонии вынуждает предпринимателей обеих стран продавать доли в эстонских нефтетерминалах на фоне неопределенности перспектив перевалочного бизнеса; активы находят покупателей в лице мировых энергетических трейдеров, говорят источники в отрасли.

По словам трейдеров, об этом свидетельствуют недавние сделки: базирующийся в Швейцарии трейдер Mercuria купил пакет в эстонском Eurodek, в то время как Trafigura, также имеющий швейцарскую регистрацию и являющийся третьим в мире независимым трейдером, получил пакет терминала Sillamae.

Источник в отрасли также говорит, что российский Северстальтранс ведет переговоры о продаже Estonian Oil Service (EOS) – самого крупного в Эстонии терминала по перевалке мазута, а покупателями могут выступить Shell или голландская Vopak.

“Кто-то может сказать, что для эстонских терминалов сейчас наступило не лучшее время, но другие заметят, что покупки стали дешевле на фоне последних событий”, – говорит источник в одном из ведущих трейдерских домов.

“Все трейдеры стремятся иметь позиции в перевалочном бизнесе. Без терминала ты теряешь торговлю.”

Российские железные дороги неоднократно вводили санкции на доставку грузов в Эстонию начиная с мая, после того как эстонские власти демонтировали памятник погибшим в годы Второй мировой войны советским солдатам в центре Таллина.

Сокращения стали причиной того, что небольшие компании прекратили отгрузки бензина и нафты в Эстонию, оставив почти сухими терминалы Alexela в Палдиски в 50 км к западу от Таллина и Sillamae Oil Terminal (SOT) вблизи границы, ориентированные на светлые нефтепродукты.

Трейдеры сообщили, что последняя серия ограничений коснется мазута, главного продукта, экспортируемого через Эстонию. До последнего времени санкции на него практически не распространялись, но теперь нефтяным компаниям РФ предписано вдвое сократить отгрузки на эстонские терминалы.

На мазуте специализируются терминалы в Муугe и Маарду, в частности, EOS.

” Alexela Logistics купила 100 процентов акций Sillamаe Oil Terminal. Trafigura – миноритарный акционер в Alexela Logistics” – сказал Рейтер Аарто Эйпре, член совета директоров транспортно-логистической холдинг Alexela Logistics. Цена сделки не раскрывается, однако источники говорят, что она близка к 60 миллионам евро.

Источник на рынке сказал, что пакет Sillamаe Oil Terminal продали акционеры многопрофильного порта Силламяэ – российские предприниматели Евгений Малов и Андрей Катков.

В прошлом году SOT экспортировал всего 300.000 тонн нефтепродуктов из России – главным образом дизельное топливо производства Рязанского НПЗ компании ТНК-ВР.

Объем перевалки через Alexela составил свыше миллиона тонн в год – терминал отгружал в основном бензин, произведенный заводами в Киришах, Рязани и Ярославле. Эйпре сказал, что Alexela уже к концу 2007 года надеется довести этот объем до нескольких миллионов тонн ежегодно.

БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА

О планах продажи EOS – экспортировавшего в 2006 году 20 процентов российского мазута, или 10,24 миллиона тонн – сообщила в среду газета “Коммерсантъ”.

Северстальтранс отказался от комментариев, однако источники на рынке говорят, что она ведет переговоры о продаже бизнеса с Vopak, Shell и российской “дочкой” BP – ТНК-ВР.

Другой источник на рынке сомневается, что EOS будет продан.

“Они ( Северстальтранс) могут делать это лишь для того, чтобы продемонстрировать свое согласие следовать идее “избегать Эстонии”, – сказал источник.

Основной грузопоток через эстонские нефтетерминалы – мазут и светлые продукты трех российских заводов – Киришинефтеоргсинтез компании Сургутнефтегаз, Рязанского НПЗ ТНК-ВР и Ярославнефтеоргсинтез Славнефти (принадлежит ТНК и Газпром нефти).

Чем меньше продуктов идет через терминал, тем реальнее становится продажа, говорят трейдеры, приводя в пример не только Силламяэ, но и терминал Eurodek в Мууге, который также потерял значительную часть грузопотока в последний год, хотя был в долгосрочной аренде у Shell, и в результате был продан трейдеру Mercuria в июне.

“Северо-Запад Европы остается ключевым рынком для большинства крупнейших трейдеров, конкуренция там еще высока. Покупка терминалов на территории нового члена ЕС так или иначе окупится”, – сказал трейдер одного из западных торговых домов.

“Они (Trafigura and Mercuria) сейчас просто пытаются догнать других крупных игроков – Vitol и Gunvor,” – сказал другой трейдер.

Базирующийся в Швейцарии Vitol контролирует латвийский терминал Ventspils Nafta, литовский – Klaipedos Nafta и один из терминалов в российском Калининграде.

Gunvor, также со швейцарской “пропиской”, тесно связан с российским бизнесом и имеет соглашение с большинством крупных эстонских терминалов, а также занимает прочные позиции в порту Санкт-Петербург.

Трейдеры говорят, что Trafigura может перейти к доставке грузов в Силламяэ морем из российских портов, их блендингу и реэкспорту, если регулярные перевозки нефтепродуктов из России по железной дороге не возобновятся.

“Что касается Mercuria, то были слухи что она может подумывать об IPO, поэтому контроль над терминалом на Балтике будет способствовать росту стоимости компании накануне размещения”, – сказал западный трейдер.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости