Что это за реформа случилась в РЖД: что эксперты советовали Путину за РЖД

В январе премьер Владимир Путин поручил сформировать 21 экспертную группу, чтобы до конца года они подготовили предложения по корректировке стратегии России на 2012-2020 гг. Вчера в Ново-Огареве Путин выслушал первый промежуточный доклад экспертов. «Было бы совсем хорошо, если бы мы смогли прямо на практике реализовать идеи, которые вами формулируются», — заметил премьер на встрече с экспертами. Но что за идеи имелись в виду — не уточнил.

Мы взяли файл с сайта Ведомостей и посмотрели. Для того чтобы написать нижеследующий текст, собрались под руководством гендиректора карманного ржд-шного Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна:  McKinsey, НО «Ассоциация собственников подвижного состава», НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», РЖД и куча разных институтов.

Текст, который вы сейчас прочитаете, забавен.

Железнодорожная отрасль описана, по сути, с точки зрения РЖД и ситуация подводится к уничтожнию единственного развитого рынка в системе РЖД — рынка вагонов.

Но проблема даже не в этом. Интеллектуальный уровень анализа и выводов, катастрофичен. Проще говоря, если брать за основу действий правительства то, что здесь написано, случится окончательный и бесповоротный коллапс. Хотя, наверное, здесь все равно нет никаких особых идей. Просто признание того, что РЖД и дальше будет рулить как ей хочется.

Очень понравилось, что в негативных результатах реформы не стали писать про то, что за 7 лет не выросла погрузка в системе, и то, что РЖД не справляется с диспетчеризацией.

 

ТЕКСТ

Реформирование железнодорожной отрасли в настоящее время находится на завершающей стадии. Среди причин реформирования данной естественной монополии, обычно выделяют следующие:

• снижение объёмов перевозки грузов и пассажиров по сравнению с 1990 годом не сопровождаемое соизмеримым снижением затрат железнодорожного транспорта; • отсутствие у железнодорожного транспорта мотивации к повышению своей эффективности, расширению ассортимента и росту качества услуг; • перекрестное субсидирование расходов от пассажирских перевозок доходами от грузовых перевозок; • высокая степень износа основных фондов отрасли, превысившая к 2003 году 55%. Цели реформы были обозначены в утвержденной Правительством РФ Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: • повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития; • формирование единой гармоничной транспортной системы страны; • снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом; • удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Административная реформа федеральных органов исполнительной власти привела к упразднению МПС России и передаче его полномочий Министерству транспорта РФ, ОАО «РЖД», Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор).

Одним из первоочередных мероприятий в рамках структурной реформы было разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. Для этого все хозяйственные функции были переданы созданному в сентябре 2003 года ОАО «РЖД».

В рамках дальнейшего выполнения программы структурной реформы из ОАО «РЖД»  путем создание дочерних и зависимых обществ были выделены непрофильные виды деятельности, что позволило компании сосредоточить свою деятельность на профильных направлениях.

Для развития конкуренции на железнодорожном транспорте была проведена программа по децентрализации управления вагонным парком.

Для снижения объемов перекрестного субсидирования пассажирских перевозок создана компания ОАО «Федеральная пассажирская компания» – перевозчик, специализирующийся на перевозках пассажиров в дальнем следовании.

В ходе реформы уже достигнуты следующие положительные результаты:

• Уменьшение объема государственных субсидий. • Развитие конкуренции в сфере оперирования вагонами. • Отделение пассажирских перевозок от грузовых. В марте 2010 года была создана ОАО «ФПК». К середине 2011 года будет завершен процесс выделения пригородных пассажирских компаний. • Реструктуризация железнодорожного транспорта. Расформирование Министерства путей сообщения и создание холдинга «РЖД»,  появление компаний-операторов грузовыми вагонами. • Прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок доходами от грузовых перевозок. • Привлечение частных инвестиций в железнодорожный транспорт. • Обновление вагонного парка за счет частных инвестиций. • Значительный рост отечественного производства железнодорожной техники. В 2010 году был достигнут максимальный объем производства грузовых вагонов в постсоветское время. • Значительный прогресс в сфере выравнивания внутренних и внешних железнодорожных тарифов.

К негативным результатам реформы железнодорожного транспорта можно отнести:

• Рост транспортных затрат для грузовладельцев. • Усложнение технологии работы железнодорожного транспорта. • Рост транспортной нагрузки для населения. • Объем инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта продолжает оставаться на недостаточном уровне. Более 15% железнодорожных путей имеют просроченный срок службы, а свыше 50% контактной сети эксплуатируются более 40 лет. • Рост отложенных инвестиций. • Количество железнодорожных участков с максимальной загрузкой постоянно растет. • Отсутствие централизованного управления парком частными грузовыми вагонами привело к встречному перемещению однотипных порожних вагонов, принадлежащих разным собственникам. • Новые железнодорожные магистрали фактически не строятся. • Поддержание инфраструктуры во многом обеспечивается за счет средств, получаемых от продажи активов ОАО «РЖД».

 

InfraNews

30.03.11 в 8:43 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: