Итоги года: логистическая консолидация в надежных руках

Интерфакс, а точнее журналист Юля Михайлова подвели свои итоги работы транспортной отрасли

В 2010 году основным трендом в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход «стратегов»

Основным трендом уходящего года в портовой, судостроительной и контейнерной отраслях РФ стала консолидация и приход «стратегов». Векторы у общей тенденции, впрочем, разные: где-то процесс сопровождается усилением роли государства, где-то, напротив — приватизацией. Правда, приватизация эта далека от стилистики «народных IPO»: инвесторы подбираются проверенные, с большим опытом работы на благо государства.

Год положил начало нескольким знаковым событиям: объединению Новороссийского торгового порта с Приморским с параллельной сменой владельцев с группы физлиц на консорциум государственной «Транснефти» и частной «Суммы Капитал», продажи судостроительных активов империи Сергея Пугачева «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), о цене которых стороны, впрочем, так пока и не договорились, покупке группой FESCO Сергея Генералова 12,5% акций ОАО «Трансконтейнер» в ходе IPO оператора с намерением довести долю до контрольной.

Также все активнее ведутся разговоры о предстоящей в 2011 году продаже 25% акций группы «Совкомфлот», в которую входит ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»). Возможно, это будет продажа стратегу, и не исключено, что им станет крупнейший клиент компании — нефтетрейдер Gunvor Геннадия Тимченко. Акции транспортных и судостроительных предприятий становятся все привлекательней — впереди масштабное освоение шельфа.       Гигантомания   

Самая громкая публичная сделка года — покупка группой «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) Приморского торгового порта (ПТП, принадлежит «Транснефти» и инвестиционной группе Зиявудина Магомедова «Сумма Капитал») за $2,15 млрд. Одновременно «Транснефть» и «Сумма» выкупят 50,1% акций объединенной компании у нынешних акционеров НМТП — Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга — и будут контролировать уже два крупнейших порта страны.

О масштабе сделки свидетельствует и тот факт, что в ней косвенно поучаствовал премьер Владимир Путин — правда, так и не добившись своей цели. Отвечая на вопросы иностранных инвесторов, озабоченных очередным экспансионистским шагом государства, премьер сказал, что у государства как раз «не было никакого желания туда (в НМТП) заходить». «Это у частных инвесторов было желание оттуда выйти. Мне пришлось их уговаривать не делать этого — но у них возникло желание разместить свои капиталы в других отраслях», — рассказал премьер. «Там нет национализации и какой-либо агрессии государства. Там идет частный обмен акциями, никто никого не выдавливает», — успокоил инвесторов Путин.

Сделку планируется закрыть в начале 2011 года. Будущие собственники НМТП не исключают возможности участия в аукционе по продаже госпакета акций компании (20%), который намечен на первый квартал будущего года. С госпакетом или без, но «Транснефть» все равно получит контроль практически за всем экспортом нефти и нефтепродуктов через европейские порты России.

Планы у «Транснефти» и «Суммы» в части развития портов наполеоновские: так, перевалку ПТП планируется увеличить до 120 млн тонн в год против привычных для него 80 млн тонн, из НМТП сделать «глобального портового оператора», доля нефти и нефтепродуктов в общем грузообороте которого уже сегодня 70%.

В то же время статистика Ассоциации морских торговых портов за 11 месяцев 2010 года показывает, что перевалка углеводородов через северо-западный и южный бассейны страны неуклонно снижается — на 1-2% ежемесячно. Нефть уходит на Дальний Восток — в нефтепорт «Козьмино», конечную точку проекта «Восточная Сибирь — Тихий Океан» и терминал в Пригородном на Сахалине.

Еще один повод усомниться в реальности планов по наращиванию перевалки в Приморском порту — запуск нефтетерминала Gunvor мощностью 30 млн тонн в порту Усть-Луги, который запланирован на первое полугодие 2011 года. Пока Gunvor переваливает нефтепродукты, поступающие с Киришского НПЗ компании.       Жажда технологий   

Залог успеха реализации поставленной перед «Объединенной судостроительной корпорацией» задачи по оздоровлению судостроительной отрасли страны — новые технологии. Компания делает ставку на строительство судов-снабженцев для работы на шельфе, плавучих буровых платформ, сложных танкеров. И хотя ОСК была основана в 2007 году, к активным действиям приступила только в этом, с приходом нового руководства.

Во-первых, ОСК начала строительство первого из двух СП с зарубежными партнерами на Дальнем Востоке. Верфь «Звезда — DSME», строящаяся совместно с Daewoo Shipbuilding Maritime & Engineering, весной 2011 года собирается запустить цех металлоконструкций. «Совкомфлот» уже заказал на этом заводе 6 судов до 2013 года общей стоимостью порядка $800 млн с опционом еще на 6. Согласно контракту, первые два танкера будут построены на корейской верфи Daewoo при участии российских специалистов, вторые два — на «Звезда — DSME» с участием корейских, оставшиеся — на ней же, но без помощи зарубежных партнеров.

При этом судьба другого СП — «Восток — Raffles» с китайско-сингапурской Yantai-Raffles — до сих пор неясна из-за возникших проблем с выбором территории, на которой будет располагаться завод. И, тем не менее, корпорация намерена привлечь кредит Сбербанка на 1 млрд руб. в следующем году для финансирования обоих проектов.

ОСК развернула деятельность и на западном фронте — компания получила 50% судоверфи STX Helsinki Shipyard Oy через СП с STX Finland, заплатив 2,5 млн евро, при том, что всю верфь эксперты оценивают в 300 млн евро. У СП есть опцион на покупку 20,4% конструкторского бюро Aker Arctic Technology Inc.

Оба актива специализируются на создании ледоколов и признаны мировыми лидерами в этом деле — два из шести действующих атомных ледоколов «Росатома» были построены на хельсинской верфи. Завод уже получил заказ от «Совкомфлота» на $200 млн на строительство двух ледоколов, которые будут задействованы в проекте «Сахалин-1». Одним из пунктов соглашения по созданию СП было обязательное обучение российских судостроителей на хельсинской верфи.       Купить подешевле    В то время как ОСК набирала обороты, судостроительные активы «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК, в которую входят ОАО «Балтийский завод», ОАО «Северная верфь» и ЦКБ «Айсберг») Сергея Пугачева оказались в залоге у Банка России по кредитам Межпромбанка на 30 млрд руб. А все потому, что ОСК летом этого года отказалась покупать два завода и конструкторское бюро за 90 млрд руб. «Нам интересны эти активы, но за разумные деньги», — говорили в корпорации. «Разумные деньги» в понимании ОСК — 25 млрд руб. за «Балтзавод», «Северную верфь» и «Айсберг».

Пока стороны спорили о цене, ЦБ после долгих и мучительных размышлений все же отозвал лицензию у МПБ. Теперь суд должен назначить независимого оценщика, после чего активы будут проданы на открытом конкурсе. Остается загадкой, будет ли ОСК принимать в нем участие, ведь у свежеприобретенной верфи в Хельсинки примерно те же наработки по строительству судов ледового класса. И все-таки скорее да, чем нет — об этом свидетельствует нежелание ОСК дать компаниям шанс повысить свою капитализацию.

Так, сначала ФГУП «Росморпорт» отстранило «Балтзавод» от своего тендера на строительство ледокола 25 МВт стоимостью $260 млн. Причем заявка компании была наиболее привлекательной на фоне заявок от ОСК и Nordic Yards Виталия Юсуфова. «Балтзавод» предлагал построить ледокол за наименьшую цену — $223 млн — и в максимально короткий срок — 3,5 года.

Компания подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) — и она предписала допустить завод к участию в конкурсе. Однако через пару недель конкурс приостановили из-за жалоб ОСК и входящего в нее «Севмаша», который в тендере не участвовал и даже не строит ледоколы. В ОСК не скрывали, что обращение в ФАС — формальная причина для срыва конкурса.       Продать в добрые руки   

Будущий год может принести изменения в составе акционеров «Совкомфлота», который пока на 100% принадлежит государству. В 2011 году, по плану Минэкономразвития, в ходе IPO должно быть продано 25% акций группы, с 2012 по 2013 год — 25% минус 1 акция. «Если это будет просто IPO в пользу портфельных инвесторов, мы не против. Если есть заинтересованные стратеги — мы тоже не против», — говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Однако не так много стратегов, которым интересно участие в капитале «Совкомфлота», а главное — кому это по карману. По мнению генерального директора пароходства Сергея Франка, таким стратегом теоретически может стать китайская PetroChina, «дочка» China National Petroleum Corp. Однако не исключено, что проявить интерес может и Gunvor, крупнейший клиент пароходства, который приносит ему около 10% от выручки.

 Тем не менее, правительство РФ не собирается продавать компанию до полного восстановления судоходной отрасли от кризисного спада, несмотря даже на успешное размещение облигаций «Совкомфлота» на $800 млн, которое компания провела в этом году, что говорит о финансовой устойчивости компании. Однако ставки на танкеры не спешат расти: в этом году спотовые ставки на супертанкеры достигли рекордно низких $10 тыс. в сутки, когда на «высоком» рынке торговались в 5-6 раз дороже, а ставки на афрамаксы редко превышали $20 тыс. в сутки. Морской брокер Platou прогнозирует, что фрахтовый рынок восстановится лишь в 2012 году, а 2011 год станет, возможно, даже более тяжелым, чем год уходящий. Количество нового тоннажа будет расти быстрее, чем за пять последних лет, и именно этот фактор помешает росту ставок.

Однако у «Совкомфлота» есть подушка безопасности — примерно половина судов компании находится в долгосрочных контрактах, стоимость которых не так значительно отличается от докризисной, как стоимость спотовых. Компания также участвует во всех проектах по освоению шельфа и развивает регулярные перевозки на крупнотоннажных танкерах по Северному морскому пути, который короче альтернативного маршрута через Суэцкий канал почти вдвое, свободен от пиратов и позволяет фрахтователям экономить 15-20% от стоимости транспортировки через теплые моря.

В этом году «Совкомфлот» перевез пробную партию газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» с полуострова Ямал в Китай. На следующий год запланировано 2-3 подобные перевозки. В целом администрация Севморпути получила 11 заявок на проход в будущем году, тогда как в этом — только 8, и ожидает, что количество перевозок будет расти с освоением ямальских и шельфовых месторождений. «Совкомфлот» между тем уже заключил контракты с поставкой до 2014 года на16 судов, 12 из которых — танкеры. Флот группы — крупнейший в мире в сегменте арктических челноков, танкеров — продуктовозов и газовозов ледового класса. На его обновление компания выделила $5,5 млрд до 2015 года.

«Российские железные дороги», в отличие от правительства, не стали дожидаться восстановления контейнерного рынка, и продали 36% акций ОАО «Трансконтейнер», треть из которых купила за $138 млн транспортная группа FESCO Сергея Генералова. Такая сделка несколько разочаровала рынок — все ожидали от FESCO покупки, может, и меньшего по объему перевозок и капитализации оператора, зато полностью или хотя бы его контрольного пакета. Впрочем, группа сразу заявила, что намерена довести долю в «Трансконтейнере» до 50%, но аналитики прогнозируют, что это у нее получится не ранее 2012 года. А пока компания обеспечила себе место в совете директоров оператора и, по мнению экспертов, успешное развитие своего железнодорожного дивизиона.

29.12.10 в 10:22 раздел Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: