Руководитель эстонской дочки Северстальтранса рассказал об убытках

Новости | Политика | Май 10, 2007, 10:54

Председатель правления действующей в Эстонии компании Spacecom AS Олег Оссиновский выдвигает предположение, что правительство переносом памятника павшим во Второй мировой войне (Бронзовый солдат) с холма Тынисмяги на Военное кладбище собиралось охладить перегретую эстонскую экономику.

Об этом пишет экономическое приложение к газете “Молодежь Эстонии” – “Бизнес Среда”.

Олег Оссиновский говорит, что “отношения между Россией и Эстонией из-за переноса памятника стали значительно хуже, но они никогда и не были очень хорошими”.

Многие бизнесмены по большей части вели свой бизнес с Россией через Финляндию, в том числе и Spacecom, который арендовал свои вагоны финской компании, а она, в свою очередь, российской, и в статистику эти данные попадают как внешнеторговый оборот с Финляндией, а на самом деле он идет с Россией. Бизнесмены вынуждены были идти на этот шаг и работать через другие страны, поскольку Эстония до сих пор не подписала с Россией ключевой для бизнеса договор об избежании двойного налогообложения, а это основа основ в международных торговых взаимоотношениях, поясняет Оссиновский.

“У большинства стран такой договор есть, в том числе у ближайшего соседа Финляндии, а у Эстонии нет. Поэтому вести любой бизнес прямо из Эстонии в Россию было дороже на 10 процентов налога на доходы нерезидента. Ни одно наше правительство так и не смогло этот договор подписать”, – сказал он.

Оссиновский рассказывает, что как только полгода назад пошли разговоры о переносе памятника, у его фирмы начались трудности.

“Всем нам следует понять, что успех бизнеса в любой стране зависит от отношений между людьми. И от каждого человека, с которым сталкивается твой бизнес в чужой стране, в большей или меньшей степени зависит его успех. И для этого не нужно было никаких указаний Кремля, люди просто говорят: мы не хотим помогать Эстонии, не хотим, чтобы эстонские компании работали в России, если вы так относитесь к памяти людей, спасших Европу от фашизма. Они говорят: вы платите налоги в Эстонии, а на эти налоги власть, которую вы выбрали, борется с антифашистскими памятниками. Сегодня уже добавляют: и на эти деньги были куплены дубинки и газ, примененные против защитников памятника. Чиновники таможни, железнодорожники, как только видят шифр “26” на вагоне (регистровый номер Эстонской железной дороги), в лучшем случае не чинят препятствий, но обычно все-таки чинят, рассматривая это число как свастику”, – объясняет Олег Оссиновский и добавляет, что сегодня у его фирмы в России стоит около 500 вагонов. И россиянам все равно, кто работает в этой фирме, эстонцы или русские.

“К сожалению, мы испортили отношения с целым народом, а также процесс собственной интеграции. Стоило ли это делать, когда на другой чаше весов был один, возможно, для кого-то и неоднозначный памятник?” – спрашивает он.

Надежды развернуть свой бизнес в западном направлении у Олега Оссиновского нет: все железнодорожные компании как в Эстонии, так и в других странах Балтии связаны колеей только с Россией, поскольку именно это государство является ближайшим соседом.

Фирмы Оссиновского заплатили за эти годы в эстонский бюджет сотни миллионов крон, а сегодня им причинен существенный ущерб. И для спасения ситуации приходится переводить бизнес к конкурентам, во всяком случае, вагоны Spacecom перерегистрирует в Латвию.

51 процент акций Spacecom принадлежит российской компании ” Северстальтранс”.

По словам Олега Оссиновского, ” Северстальтранс” сейчас несет большие убытки, а эта компания вложила в экономику Эстонии порядка $400 000, построив здесь свои терминалы в расчете на стабильную ситуацию.

Олег Оссиновский подчеркивает, что заниматься в Эстонии бизнесом очень хорошо – чиновничество почти не коррумпировано, законы стабильны, налоговая политика благоприятна, а отсутствие налога на нераспределенную прибыль привлекло в Эстонию крупные инвестиции. И это во многом заслуга реформистов, подчеркивает Олег Оссиновский, которые очень прагматично настроены на результат. Единственное – внешняя политика по отношению к России не менялась все эти годы, а сегодня вообще трудно предсказать, как она будет складываться в будущем. По его оценке, отношения могут быть испорчены надолго.

Сегодня транспортные потоки через Эстонию резко сокращаются. О своем уходе с эстонского рынка крупная транзитная фирма Transgroup Invest заявила еще до того, как развернулись события на Тынисмяги.

“От этого конфликта выиграли Финляндия, Латвия и Литва, – говорит Олег Оссиновский. – Они без всякой борьбы и конкуренции получают в подарок потоки, на которые раньше даже рассчитывать не могли. А Таллиннский порт, Эстонская железная дорога, терминалы и т.д. несут убытки”, – подчеркивает крупный предприниматель.

По словам Оссиновского, “он обсуждал ситуацию со своими эстонскими друзьями, и все пришли к выводу, что не все то глупо, что непонятно. Возможно, у реформистов был план, а именно: остудить экономику. Действительно, когда строительный рабочий получает сумму, близкую к тысяче крон в день, цены на недвижимость заоблачные, а экономика ориентируется на внутреннее потребление, это значит, что она перегрета до состояния, близкого к взрыву. И все произошедшее вполне может быть воплощением сценария охлаждения эстонской экономики”.

“Ясно, что рост в этом году будет значительно меньшим, чем прогнозировался, если вообще он будет. Ясно, что возникнут проблемы с бюджетом – в какой степени, сегодня оценить трудно. Ясно, что пострадают в первую очередь государственные предприятия – Таллиннский порт и железная дорога. Могут появиться безработные, люди начнут продавать квартиры, купленные по завышенным ценам. Возможно, рассчитывают, что после этого рынок и цены несколько упадут, некоторые производства за счет дешевой рабочей силы увеличат экспорт, и после этого все будет хорошо, – излагает свою версию Олег Оссиновский. – В конце концов, не все то глупо, что непонятно, видимо, мы многого не знаем”.

“Известно, что с инфляцией можно бороться различными путями, например, повышать процентные ставки. А возможно, что эффективнее испортить отношения с одним из главных торговых партнеров?” – задается он вопросом, на который нет ответа, подводит итог “Бизнес Среда”.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости