РЖД надеется снизить штрафы за просрочку доставки грузов

Задержки доставок грузов выливаются для РЖД в значительные взыскания со стороны грузоотправителей. Учитывая, что средняя скорость перевозки грузов в 2012 году составила 9,1 км/ч, претензии к монополии участились. Минтранс уже рассматривает предложения компании по внесению изменений в Устав железнодорожного транспорта и радикальному снижению штрафов.

В соответствии с УЖТ, просрочка доставки грузов предполагает ответственность перевозчика в размере 9% от провозной платы за каждый день задержки доставки, но не более уплаченного за перевозку. Так, задержка более чем на 11 суток делает доставку вагонов бесплатной. По данным РЖД, за первые шесть месяцев прошлого года штрафы составили 1,773 млрд. руб., при этом убыток списывался по статье Прочие расходы. Ранее, в 2011 году, общая сумма требований грузоотправителей составила 472 млн. руб. Большая часть этой суммы приходится на штрафы за просрочку в доставке вагонов. В РЖД уточнили, что основная доля претензий связана с перевозкой порожних вагонов.

Эту проблему РЖД намерена решать с помощью изменения нормативной базы. Согласно УЖТ и Тарифному руководству, перевозчик имеет право взыскать плату за пользование вагонами. Сейчас монополия вагонами не владеет, однако ни в УЖТ, ни в каком другом законе не устанавливается обязанность отправителей и получателей грузов, владельцев ПС платить перевозчику за использование инфраструктуры. В РЖД добавили, что не имеют рычагов влияния на собственников и операторов ПС и в УЖТ необходимо внести изменения, касающиеся размера законной неустойки за просрочку доставки груза. На данный момент она в 324 раза превышает ставку рефинансирования Центробанка. Представитель РЖД заявляет, что также необходимо включить положения, предусматривающие раздельное начисление пени за просрочку грузов и порожних вагонов.

InfraNews Заявки на перевозку грузов формально принимают не в РЖД, а на конкретных станциях. При этом некоторые станции, например, станции при нефтяных заводах, в конце года принимают заявки с избытком на 20–30%, чтобы выполнить план — это результат того, что производственники форсируют погрузку. Они не имеют право не принять заявки. Причина проблем не только в нормативной базе, но и в самой компании, прибыль которой от грузовых перевозок составляет около 1 трлн.руб. Инфраструктура РЖД легко переварит сегодняшний грузопоток, все технологические нормы по погрузке, отправке и перевозке грузов всё равно не достигнуты. Сейчас мощность перевозки задействована только на 30% от уровня перевозок конца 1980-х. Тогда грузооборот был больше, но диспетчеризация была лучше, притом что 10% диспетчеризации была секретной — транспортировались военные грузы. При этом среднесуточная скорость грузового вагона была около 35 км/ч против 4,7 км/ч сейчас. У РЖД есть запас мощности. РЖД невыгодно иметь хорошие показатели из-за госфинансирования.

11.02.13 в 15:08 раздел Железная дорога, Политика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: