Кто виноват в ценах на зерно и чего не дорабатывает железная дорога
Железная дорога | Логистика | Новости | Политика | Статистика | Октябрь 17, 2012, 17:26
История с зерном, которое при более чем приемлимом урожае, обрастает слухами и спекуляциями – раздражает все сильнее.
Коммерсант на прошлой неделе писал:
Как следует из данных мониторинга Минэкономики по состоянию на 1 октября, несмотря на достаточно неплохой в сравнении с 2010 годом урожай зерновых (порядка 71 млн т), ситуация на зерновом рынке сейчас несколько более напряженная и в сравнении с годом большой засухи, и, тем более, в сравнении с 2011 годом.
На мировом рынке ситуация, в принципе, сходна с ситуацией 2010 года: мировые цены на пшеницу, составляющие на конец первой недели октября порядка $334 за тонну (SRW, FOB Мексиканский залив), росли с июня 2012 года по тому же сценарию, что и два года назад, и сейчас даже выше, чем цены октября 2010 года с поправкой на долларовую инфляцию (рубеж в $300 за тонну пшеница в 2010 году преодолела лишь в декабре).
Однако на внутреннем рынке РФ ценовая динамика даже с поправкой на двухлетнюю инфляцию сейчас существенно сложнее 2010 года: взлет цен на зерно начался раньше, в июне, и был существенно более резким, чем два года назад. При этом Минэкономики приводит расчеты, согласно которым динамика роста запасов зерна в РФ сейчас хуже и 2011, и 2010 годов. Пока рост цен на зерновые не транслировался на цены на комбикорма.
Сентябрьские цены экспорта пшеницы, по сообщению Минэкономики, составили $299 за тонну. Впрочем, в июле и августе 2012 года экспорт был существенно ниже и 2010-го, и тем более 2011 года — 4,8 млн тонн.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, твердо намерен ограничить вмешательство в ситуацию на зерновом рынке исключительно товарными интервенциями — идею закрытия зернового экспорта, которая была реализована в аналогичной ситуации 2010 года, отвергает как избыточную. От итогов реализации текущей госполитики на зерновом рынке в этом году, вероятно, зависит и расклад сил на рынке на несколько лет вперед: в околоправительственных кругах и в 2012 году достаточно лоббистов закрытия экспорта, и Белый дом, доказав, что сможет эффективно справиться с ситуацией без эмбарго, вероятно, закроет вопрос о запретах экспорта в подобных ситуациях на среднесрочную перспективу.
Тут, вроде бы, государство не виновато.
Нам много говорят про недостаток мощностей, про невозможность вывоза зерна через порты и прочее, и прочее. Мы, все-таки, решили разобраться с этой печальной ситуацией.
Проще говоря, а кто ж виноват. Получились разборки в рамках подготовки новой версии исследования “Баланс спроса и предложения на ПС в системе РЖД”.
Вывод – удивительный для нас самих – ЖД транспорт слабо работает как на внутреннем рынке (доказательства этого каждый может спросить на внутренних элеваторах – здесь места не хватит), так и на рынке внешнеэкономическом.
Проще говоря, в считаные месяцы от полного года объемы завоза железной дорогой в порты и по сухопутным переходам приближаются к общим оборотам российского экспорта и транзита через порты. (левая колонка тыс.т)
Диаграммы в студию:
Собственно о чем речь – о результатах. Монополизированный рынок жд-перевозок в России дает огромную наценку на зерно, к которым, когда добавляются спекуляции, покупатели уже не могут подступиться ни в Египте, ни в центральных регионах страны, зерно не производящих. Ну и в результате и спекулянты, и монополисты, хоть и снимают сливки – сам рынок подрывают.
Новости по теме
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
-
Шведский оператор железнодорожных грузоперевозок сокращает маршрутную сеть из-за падения спроса
Green Cargo сокращает маршрутную сеть в условиях падения спроса на некоторых маршрутах
Свежие новости
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU