Что станет с пассажирским транспортом в Москве

Город | Новости | Июнь 26, 2009, 6:48

 

Власти Москвы озвучили в четверг планы объединения подземного и наземного городского общественного транспорта, призванные защитить компании от кризиса и не допустить подорожания билетов. Создание такой госкорпорации займет не менее двух лет, но в случае выхода на IPO она привлечет внимание инвесторов, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Аналогичный рецепт предложен столичными властями грузо- и авиаперевозчикам. Помимо укрупнения транспортных предприятий, город будет бороться с нелегалами, подрывающими бизнес официальных перевозчиков.

ТАЙНУ ЗНАЛ ЛУЖКОВ

Как сообщил в четверг глава департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, ГУП “Московский метрополитен” и ГУП “Мосгортранс” могут объединиться в единую госкорпорацию с уставным капиталом в 50 миллиардов долларов.

“Мосгортранс” является основным оператором системы столичного наземного пассажирского транспорта, объединяющей автобус, троллейбус и трамвай. Это крупнейшее в мире предприятие по перевозке пассажиров наземным транспортом. Подвижной состав “Мосгортранса” выполняет более 47% от общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом, перевозит свыше 2,3 миллиарда пассажиров в год.

Впереди планеты всей и “Московский метрополитен”. В среднем ежедневно его услугами пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Это наивысший показатель в мире. Парк столичной “подземки” насчитывает более 4,5 тысячи вагонов, из которых формируется более пятисот составов.

“Уставный капитал новой корпорации – это стоимость имущества, которая находится на балансе “Мосгортранса” и метрополитена”, – пояснил московский чиновник.

Комментируя это предложение, глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заметил, что если это оценка активов, то ее надо компетентно проверить. “Понятно, что сегодня никто не выделит 50 миллиардов долларов в качестве средств уставного капитала”, – сказал он.

Планы по слиянию крупнейших транспортных предприятий столицы вынашивались в глубокой тайне – по словам Кичеджи, о них знал только мэр Москвы Юрий Лужков, а руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев и глава “Мосгортранса” Петр Иванов в известность поставлены не были.

На момент подготовки материала официальной реакции с их стороны не последовало.

InfraNews: Интересное кино. Когда в Москве продают землю или работают с компаниями котируемыми на бирже – об этом все  кому надо узнают сразу и в нужных пропорциях. Оказывается, когда речь заходит об унитарных предприятиях, от которых зависит жизнь миллионов людей, надо все решать в глубокой тайне. По какой-то неведомой причине Лужков и Кичеджи, которые общественным транспортом лет 30 последних не пользовались, считают себя специалистами в этом вопросе. Хотя за почти 20 лет деятельности мэра на своем посту никаких свершений и прорывов не случилось. Как было все неретмично, дорого и тряско – так и осталось.

НЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА

В свою очередь, эксперты оценили предложение департамента неоднозначно.

Шишкарев назвал его “странным и утопичным”. “Госкорпорации создаются федеральным законом, поэтому я не думаю, что Госдума сейчас или позже будет принимать отдельный федеральный закон по созданию такой госкорпорации в отдельном субъекте РФ”, – отметил он, добавив, что до сих пор в РФ такие корпорации занимались решением задач общефедерального уровня.

В то же время, по оценке Кичеджи, если корпорация будет создана, то она станет одной из лидирующих не только в стране, но и в мире. Ежедневно “Мосгортранс” и “Московский метрополитен” вместе перевозят более 15 миллионов человек.

По мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, озвученная Кичеджи идея правильная. “Речь идет о создании единой транспортной инфраструктуры и сокращении издержек компаний”, – заявил он РИА Новости.

Для реализации инициативы потребуется как минимум два года, считает эксперт. “Сейчас эти структуры слишком разные, вдобавок в метрополитене сильно влияние Гаева”, – отметил он, добавив, что надо дождаться выборов в Мосгордуму, поскольку в ее нынешнем составе принимать такое решение никто не будет. Затем придется согласовывать все документы, а это тоже долгий процесс, продолжил эксперт.

ЧТОБЫ БИЛЕТЫ НЕ ПОДОРОЖАЛИ

Между тем, в современном мире концепция единой транспортной системы применяется давно и успешно, рассказал Абзалов. То, как это реализовано, зависит от специфики конкретной страны – в Лондоне, например, идея одна, а в американских мегаполисах – совершенно другая.

Для Москвы, возможно, подойдет какой-либо свой вариант, полагает эксперт. Транспортные узлы в столице тесно связаны друг с другом, и без решения проблем наземного транспорта с перегруженностью метро не справиться, поясняет он.

Но смысл объединения – не только стремление к лидерству и попытка избежать транспортных перегрузок, но и способ сохранить стоимость проезда на нынешнем уровне, что весьма актуально в кризис. “Москвичей волнует вопрос, можно ли сохранить цены на пассажирском транспорте. Если будет поддержана эта идея реформирования, то да”, – сказал Кичеджи.

По его словам, присоединить можно было бы и электропоезда, но традиционно в Москве эта отрасль развивалась отдельно. “Электропоезда всегда были и, я думаю, будут рентабельны”, – добавил он.

InfraNews: Не первый региональный чиновник выдает страшную тайну РЖД. Элетропоезда – рентабельны. А на счет цен в пассажирском транспорте Москвы, то прблема тут не объединении-разединении, а в нормальной организации транспортных маршрутов и грамотного развода пассжиров от общего машинопотока столицы. Пока очевидно, что весь наземный транспорт либо регулярно становится причиной для пробок, либо наооборот полностью стопорится в результате массовых пробок на въездах и выездах в столицу.

С “ФИНАНСОВЫМ КУЛАКОМ” – НА РЫНОК

Создав столь мощный “финансовый кулак”, столичные транспортники могут заняться и рыночными заимствованиями, полагает чиновник. По его мнению, единая транспортная система будет эффективной, что привлечет желающих сотрудничать инвесторов, и можно будет увеличить уставный капитал в разы.

Но даже с нынешним уставным капиталом размещение всего 10% акций новой госкорпорации может дать инвестиций минимум на 5 миллиардов долларов, отметил Кичеджи. Это “деньги, которые пойдут на развитие транспортной отрасли”, сказал он.

Решение выйти на IPO – правильное, но сделать это могут только “дочки” компаний, отмечает Абзалов.

Транспортные компании неплохо чувствуют себя в нынешний непростой период, что подтверждается стабильностью на рынке их облигаций. Дело в том, что они не зависят от экспорта сырья, а располагают “чистым кэшем”, а это сейчас дорого ценится. Все это может привлечь инвесторов и к акциям новой госкорпорации.

Вложения в нее могут оказаться для бизнеса выгоднее, чем, к примеру, инвестиции в строительство платных дорог – ведь здесь ничего строить не надо, обе компании существуют давно, оценить положение дел в них довольно легко. Но не исключено столкновение интересов инвесторов, стремящихся заработать деньги, с социальным характером транспортной инфраструктуры. К примеру, власти могут настаивать на снижении платы за проезд, что снизит доходность бизнеса.

ОБЪЕДИНИТЬ, А ТАМ ВИДНО БУДЕТ

Судя по всему, о проблемах в департаменте пока и не задумываются – чиновники стремятся объединить не только транспортников, но и грузоперевозчиков.

“Мы предлагаем путь объединения и по грузовым перевозкам с уставным капиталом в 1 миллиард долларов”, – сказал Кичеджи.

По его словам, судьба этого вопроса в руках правительства Москвы, однако другого решения в условиях финкризиса нет – бюджет транспортной отрасли уже сократился примерно на 30%, а объем грузовых перевозок в столице упал примерно на 10%.

InfraNews: Удивительные люди.

Еще одна объединительная идея от департамента – вхождение “Атлант-Союза”, наполовину принадлежащего Москве, в новую авиакомпанию “Росавиа”, которую столица создает вместе с “Ростехнологиями”.

“Я уверен, эту будущую авиакомпанию (“Росавиа”) надо создавать в альянсе”, – сказал Кичеджи, добавив, что вопрос будет решаться путем переговоров.

Компания формируется на базе активов обанкротившегося альянса AirUnion, а также ряда других авиакомпаний. “Решение уже есть, я думаю, оно будет объявлено мэром”, – заключил руководитель столичного департамента транспорта.

МОСКВА ОСТАНЕТСЯ БЕСПЛАТНОЙ

Чиновник озвучил и ряд других антикризисных инициатив.

Кичеджи пообещал, что платного въезда в Москву в ближайшее время не будет. “Это, по большому счету, ничего не даст, а только снизит деловую активность, люди уйдут”, – сказал он.

Чиновник считает, что проблему пробок надо решать по-другому. В свое время московские власти в качестве варианта рассматривали возможность введения одностороннего движения по Садовому кольцу с многочисленными съездами и ограничения движения в центре города.

Сейчас в пределы Третьего транспортного кольца не пускают только грузовики, да и то лишь в дневное время.

В Москве с участием зарубежных компаний создадут крупный сервисный центр, где будут, в том числе, собираться автобусы, сказал Кичеджи.

Он не назвал конкретные компании или предприятия, но отметил, что они “крупные и известные”, и добавил, что с открытием сервисного центра будет создано большое количество рабочих мест.

НЕЛЕГАЛАМ ПРИКРОЮТ БИЗНЕС

Например, туда смогут устроиться на работу таксисты-нелегалы, с которыми намерены бороться московские власти вместе с РЖД и официальными городскими такси.

“Мы встречаемся с представителями таксомоторных парков, одно из предложений, которое поступило от них – это помощь в пропуске к железнодорожным вокзалам, куда якобы их не пускают “бомбилы”, – рассказал глава департамента.

По его словам, такое решение вошло в специальный документ, подписанный Лужковым и главой РЖД Владимиром Якуниным.

InfraNews: Сколько лет уже эта борьба ведется. На моей памяти лет 30. Местный сержант или еще какой начальник получат свою мзду и вылетят снова все официальные таксисты в неизвестном направлении.

“Прикроют бизнес” и нелегальным автоперевозчикам. В частности, в Северном Бутово, у станций метро “Теплый стан”, “Щелковская”, “Домодедовская” проблема несанкционированных автовокзалов будет решена в течение трех недель, пообещал Кичеджи.

“На вокзалах они (автоперевозки) практически все нелегальные. Автобусы приезжают из области, на вокзалах создаются кассы”, – рассказал он, добавив, что это ведет к разгулу криминала.

До 15 июля должен быть открыт автовокзал Северного Бутово, сообщил чиновник. Предполагается, что автобусы с южного и юго-западного направлений будут довозить пассажиров до автовокзала, где те смогут пересесть на бесплатный транспорт до метро.

“На автовокзалах в Теплом стане, у “Щелковской”, “Домодедовской” в течение трех недель мы также должны дать нормальное решение этой проблемы”, – добавил глава департамента.

Новости по теме


Свежие новости