Небоскребы, небоскребы – Фасад маленький такой
Управляющая компания “Морской фасад” и проектировщики компании “Company Gensler” хотят, чтобы по территории намыва в западной части Васильевского острова были разбросаны несколько двухсотметровых зданий, а высотная доминанта -офисная башня – вознеслась на высоту триста метров. “Мы надеемся, что она будет перекликаться со шпилем Петропавловской крепости на Заячьем острове и станет новым символом Петербурга”, – скромно сказал представитель Company Genslep, выступая на Градостроительном совете…Об этом пишет “Тайный советник”.
Напомним, что идея намыва появилась летом 2004-го: тогда речь шла о строительстве пассажирского терминала на небольшом искусственном острове. Стоит отметить и то, что правительство РФ передавало Петербургу принадлежащие Федерации водные территории под терминал и “сопутствующую инфраструктуру”. Но к этому времени планы заказчика уже изменились: “Морской фасад” заявил о своем намерении намыть 450 гектаров и помимо порта построить жилые кварталы и офисы, где будут жить 27 тысяч и работать 38 тысяч человек.
Теперь выясняется, что и эти цифры были приблизительными. Согласно проекту планировки, точнее, ее эскизу, на намыве появятся 3 миллиона 300 тысяч квадратных метров жилья (столько, сколько есть на Васильевском острове сегодня, и втрое больше, чем планировалось ранее и утверждалось городским правительством летом 2005-го) и 1 миллион 800 тысяч квадратных метров офисных помещений. Это также втрое больше ранее запланированного…
22 декабря Градостроительный совет рассмотрел представленные документы. Впрочем, это орган консультативный, поэтому заказчики и разработчики проекта вправе как принять, так и не принять к сведению прозвучавшие оценки. А оценки были не слишком восторженные. Единственное, что понравилось всем, – это идея намыть отдельный остров под деловую застройку. Журналисты уже окрестили его “нашим Манхэттеном”, архитекторы же сочли это своеобразной “реинкарнацией” острова Вольный, исчезнувшего с карты города в результате предыдущего намыва, проводившегося в 60-е годы. Остальные идеи вызвали неоднозначную реакцию.
Представьте, как будет выглядеть Васильвский остров со стороны Стрельны
Многим, например, не понравились искривленные улицы нового района, резко диссонирующие с прямоугольным строением старой части Васильевского острова. Выступавшие говорили, что новые кварталы выглядят “нашлепкой” на карте района, и предрекали: утверждение проектировщиков о том, что “кривые улицы символизируют мощь современной экономики”, войдет в учебники как пример глубокомысленного бреда. Плотность жилой застройки показалась специалистам чрезмерной: совет рекомендовал ее уменьшить. Не нашла отклика и часть предложений, касающихся расположения объектов социальной структуры, например идея разместить три школы… на крыше торговых центров и паркингов, между магистралями городского значения. “Вы там зеленую зону нарисовали, но в нашем климате вырастить деревья на железобетоне, да еще и на открытых в сторону залива пространствах, невозможно, – объяснил один из выступавших. – И дело даже не в том, что СЭС такую идею в жизни не согласует: просто негуманно это по отношению к детям”.
Впрочем, основные замечания экспертов – и генерального директора НИПИ градостроительного проектирования Валентина Назарова, и заслуженного архитектора РФ Сергея Соколова, и президента Петербургского союза архитекторов Владимира Попова – были связаны с инженерной и транспортной инфраструктурой. И тот и другой вопрос уже сегодня является “больным” для Васильевского. Существующая насосная станция с трудом справляется с нагрузкой. Мощности ТЭЦ практически исчерпаны. “Вы предлагаете руководителям города на старых территориях изыскивать место для строительства объектов, необходимых для жизнеобеспечения ваших кварталов?” – поинтересовался Назаров. Потом, отвечая на вопросы, представители проектной компании показали, где именно они собираются расположить три электрические подстанции. Но об “источнике”, то есть о новой ТЭЦ, не сказали ничего. По словам пресс-секретаря “Морского фасада” Татьяны Юрьевой, принципиальная договоренность о ее строительстве достигнута. Но от принципиальной договоренности до пуска – дистанция огромного размера…
Транспортная проблема представляется еще более сложной. Проектировщики нарисовали на намывных территориях две станции метро, но представители заказчика признают, что переговоры с транспортниками даже не начинались, да и в Генплане новые станции не обозначены. Еще обещают, что на намыве будет трамвай. Но проблема в том, что протяженность трамвайных путей в старой части Васильевского постоянно сокращается, существующий там трамвайный парк собираются ликвидировать. В такой ситуации трамваи могут претендовать лишь на роль “местного аттракциона”. Автобусное сообщение представляется более надежным, и оно, разумеется, тоже запланировано,но связи намыва с существующей транспортной сетью прочерчены весьма слабо. На первом этапе обсуждения эскиза планировки представители заказчика признали, что поначалу выбраться из новых кварталов можно будет лишь на автомобиле. Однако выезд в старую часть острова возможен лишь по набережной Смоленки и улице Нахимова, а они не рассчитаны на интенсивное движение. А кроме того, улицы района, не говоря уже о мостах, и так забиты: увеличение пассажиропотока приведет к тому, что выбраться отсюда будет попросту невозможно.
Судя по всему, заказчики и проектировщики этот нюанс учли: по словам Назарова, ему в ходе обсуждения говорили, что будут убеждать жителей острова отказываться от личных авто. Но непонятно, как и кого будут убеждать.
Потенциальных покупателей квартир на намыве, которые, услышав о таком условии, скорее всего, поищут себе другое жилье? Или “старых” василеостровцев, которым неоднократно обещали, что от намыва они не только не пострадают, но и выиграют?
Конечно, расчет делается за Западный скоростной диаметр. Но, во-первых, неизвестно, когда его построят, во-вторых, ежедневно пользоваться платной дорогой (уже сейчас обещают, что проезд будет стоить не менее 100 рублей) захотят немногие и, наконец, в-третьих, в центр города по ЗСД все равно не проехать. Правда, советник президента “Морского фасада” Олег Харченко напомнил о том, что в будущем городские власти хотят продлевать набережную Макарова, строить еще один мост; связывающий Васильевский остров с Петроградской стороной, и копать тоннель под Невой в створе Наличной улицы, чтобы облегчить связи острова с центром. Но когда наступит это “будущее”, он сказать не рискнул.
За рамками обсуждения остался и финансовый вопрос. Неизвестно, сколько потребуется денег на строительство ТЭЦ (видимо, предполагается, что их даст РАО ЕЭС?), на метрополитен (об этом надо договариваться с федеральными органами), на прокладку инженерных коммуникаций и дорог, возведение новых мостов и облицовку набережных, строительство и содержание социальных объектов. По уму, эти расчеты надо было сделать сразу и затем уже решать, стоит ли вкладывать бюджетные средства в обустройство элитных деловых и жилых кварталов или, может быть, использовать их на другие цели. Но считать не стали – городская власть одобрила планы заказчика. И, выполняя политическую волю, специалисты уже начали готовить очередные поправки в Генплан, подгоняя его под предложенный эскиз планировки.
Первые, плоды нового проекта должны созреть к 2008 году, когда терминал будет запущен. Если расчеты “Морского фасада” верны и десятки тысяч туристов действительно приплывут в Петербург, то Васильевский превратится в одну большую пробку -ведь ЗСД к этому времени точно не построят, а вот Дворцовый мост собираются закрыть на реконструкцию. Если же туристы не приплывут, то содержать убыточный объект придется за счет городского бюджета, который уже обязался выкупить терминал у “стратегического инвестора” за 7 миллиардов рублей. В какие сроки предполагается вести строительство жилой и коммерческой недвижимости на намыве, неизвестно. Изначально “Морской фасад” заявлял, что все работы завершатся к 2016 году, но сейчас говорит, что реализация проекта растянется на долгие годы. Видимо, предполагается, что за это время все вопросы со строительством ТЭЦ, очистных сооружений, станций метрополитена, а также новых дорог как-то утрясутся. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идет о коммерческом проекте, и для того, чтобы окупить свои расходы, управляющая компания должна застроить или продать участки как можно быстрее.
…Что до 300-метровых башен на намыве, то у членов Градостроительного совета эта идея поддержки не нашла. По мнению специалистов, высота доминант не должна превышать 90 метров, в противном случае они будут портить виды исторического Петербурга. Ведь даже крыша 70-метровой высотки у “Приморской” в хорошую погоду видна от Пушкинского дома.
Так будет выглядеть 300 метровый небоскреб на Васильевском острове, если смотрть на него с моста Лейтенанта Шмидта
Однако заказчиков этот аргумент не убедил, и после заседания они продолжали говорить о своем желании строить небоскребы, которые якобы будут видны лишь с небольшого отрезка Дворцовой набережной. Представители “Морского фасада” демонстрировали уверенность, что все необходимые согласования будут получены.
Самый низкий небоскреб московского Сити, если перенести его на Васильевский остров, так будем смотреть на него с территории 1-го района Большого порта
А так небоскреб можно будет увидеть, стоя рядом с гостиницей Прибалтийской
Новости по теме
-
Новую транспортную стратегию Москвы разработает российский офис McKinsey
Российский офис консалтинговой компании McKinsey разработает новую программу развития транспортного
-
Судостроителей и фанатов СПГ ждут неприятные новости
Независимые дорожные испытания, проведенные по заказу правительства Нидерландов, показали, что
-
В Батайске планируют построить нефтебазу до 2022 года за 150 млн рублей
В Батайске Ростовской области планируется строительство нефтебазы до 2022 года
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее