Города разных стран, объединяйтесь!

Развитие современных городов все больше зависит от успешности их сотрудничества со своими соседями и умения выстраивать экономические и культурные меридианы. Это утверждение, по мнению участников конференции «Управление мегаполисом будущего», состоявшейся в Москве при поддержке журнала The Economist, справедливо сегодня и для российских городов.

По мнению экспертов, которых цитирует Газета.ru, власти городов, вступивших в глобальную конкуренцию, прежде всего, за человеческие ресурсы, вынуждены идти на создание разнообразных альянсов. Вместе проще не только справляться с экономическими вызовами, но и создавать новые точки притяжения для высококвалифицированной рабочей силы, решать проблемы развития инфраструктуры.

Европа уже давно активно развивает свои мегарегионы – урбанизированные территории, объединенные транспортными, образовательными и экономическими потоками. Формируются подобные альянсы с участием городов не только внутри одной страны, но и через границы. Передовым опытом создания городских альянсов стала «европейская диагональ», соединяющая города четырех независимых государств, — португальский Лиссабон, испанские Мадрид и Барселону, французский Марсель и итальянский Милан. Экономические преференции от успешного сотрудничества оказались весьма ощутимы: Мадрид, Барселона и Валенсия попали в число крупнейших транспортных хабов в Европе, тогда как Марсель и Милан планомерно поднимаются в рейтингах привлекательности ведения бизнеса.

Подобные достижения обеспечиваются за счет объединения транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, что позволяет беспрепятственно перемещаться в рамках альянса как людям и товарам, так и капиталам. Аналогичные городские союзы есть в США и Канаде и в странах Юго-Восточной Азии, среди которых лидирует Сингапур.

В России городские альянсы и экономические «меридианы» только начинают формироваться. Например, создан транспортный коридор Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Нижний-Новгород. Также экономический альянс планируют сформировать Санкт-Петербург и Роттердам. И если голландский порт уже сейчас является самым большим в Европе, то, по словам мэра Роттердама Ахмеда Абуталеба, у порта Санкт-Петербурга очень большой потенциал.

«Но сегодня ситуация развития городов такая, что порт не может развиваться сам по себе. Нужны союзники и альянсы, и мы верим, что сотрудничество между портами Санкт-Петербурга и Роттердама даст ощутимые преимущества и тому, и другому», — говорит он. Знаменитый район Коп ван Зюйд в Роттердаме из старого порта был преобразован в современный деловой район именно благодаря процессам развития новых портовых мощностей, запущенных в результате кооперации города с другими портовыми зонами севера Европы.

Планы властей Петербурга, согласно проекту Концепции социально-экономического развития города до 2020 года, в целом укладываются в логику встраивания города в будущую экономическую диагональ. Строительство Западного скоростного диаметра и планируемый перенос деловой активности на северо-запад города, где будет располагаться общественно-деловой район «Лахта-центр», также подтверждает этот вектор.Однако чтобы повторить успех Роттердама, необходимо осваивать периферийные районы и «укладывать» их в диагонали на основе консенсуса урбанистов и жителей города. «Небоскребы появились в Роттердаме именно на таких условиях, и нашему примеру может последовать Санкт-Петербург, планирующий создавать «Лахта-центр»», — уверен мэр Роттердама.

 

10.04.12 в 6:24 раздел Город

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: