Планерная: узел построен — пробки остались

ТПУ (транспортно-пересадочный узел) открылся. Огромное овальное строение,  внутри светло и, главное, сухо.  Пять этажей, подземный уровень, площадь — более 50 тыс. кв. метров, паркинг на 600 машин. А также  —  продвинутый  дизайн. Например, на первом этаже  стоит будка, в которой сидит игрушечный  полицейский (в полный рост). Возле него могут встречаться те, кто заблудился в огромном здании.  Здесь и правда немудрено заплутать. Кроме диспетчерской и посадочных платформ, тут есть магазины и рестораны. Мило. Можно купить билет на автобус  и ждать своего  рейса в накопителе, как в аэропорту. А потом автобус откроет все двери, чтобы ускорить посадку. Пассажиры быстро заполнят салон, автобус тронется и попадёт в банальную пробку.

В пресс-релизах написали: «Новый полнофункциональный ТПУ объединяет остановки всех видов транспорта: автобусов, маршруток, троллейбусов». Но это неправда! Слово «объединять» означает создавать единую организацию, единое целое. Объединяет все виды транспорта  площадь перед метро и делает она это уже много-много лет. ТПУ, скорее, разъединяет все виды транспорта и виды пассажиров — москвичей и немосквичей, как если бы электрички РЖД возили москвичей до вокзала, а всем остальным предлагали покинуть вагоны чуть раньше.

Итак, пройдемся по площади перед Планерной. Выходишь из метро на улицу, проходишь метров 50 и входишь в ТПУ. Отсюда можно попасть только на автобусы Мосгортранса. Причём на одну из пассажирских платформ можно перейти только через второй этаж. Как это неудобно пенсионерам с их сумкам и колясками, и говорить нечего. Маршрутки до Куркина  стоят, как  и прежде, на улице, у Южного вестибюля станции метро. А недавно их потеснили и отсюда. Маршрутки, автобусы и троллейбусы до Химок остались на задворках огромной площади, и пассажирам приходится по пути к ним  два раза переходить проезжую часть. Можно, правда, пройти и через ТПУ, но затем надо опять выйти на  улицу и по проезжей части пробираться к остановкам.  Так что подмосковный транспорт остался Золушкой на балу Мосгортранса. Ранее пассажиров Москвы ли, области ли, довозили  до станции метро. Теперь подмосковные пассажиры утром и вечером проходят дистанцию в 500 метров. И это притом,  что все жители  района Куркино едут домой по химкинским улицам, потому что другой дороги пока не построено.

Что обещали пассажирам, когда московское  правительство  несколько лет назад принимало городскую программу по строительству ТПУ? Обещали  уменьшение пробок за счёт  перехватывающих парковок, комфорт для пассажиров, которые до этого ждали транспорт на улице, удобную пересадку в метро прямо из ТПУ. Ничего этого нет, кроме пересадки на автобусы Мосгортранса.

Мэра Москвы Сергея Собянина пригласили на открытие ТПУ в день его субботнего объезда. По субботам, конечно,  пробок нет. А если попасть сюда в  рабочий день в час пик? Картина совсем иная. Пробка из машин столь плотная, что выехать с площади перед метро можно только минут через 20. Еще бы! На пятачке  размером с половину футбольного поля стоят пять светофоров. Транспорт преодолевает эти   препятствия с трудом. Особо мучаются 11-ти метровые московские автобусы. Иногда такой динозавр замирает и закрывает собой все полосы движения. Выехав с площади (на что уходит от 15 минут до 45), следующие  400 м до улицы Свободы мы тащимся еще 15 минут. Потом — пробка на мосту через МКАД. Летом многие молодые пассажиры ходили от метро пешком, справедливо полагая, что лучше быстро идти, чем медленно ехать. Скорость пешехода -5  км в час, такова же  на этом участке и скорость транспорта. Итак, пробки меньше не стали. За всё время строительства ТПУ не произошло ни одного изменения по улучшению дорожной ситуации: не закрыты въезды во дворы домов, не сделано ни одного  надземного (или подземного) перехода для пассажиров прямо из метро в ТПУ. Нет и ни одной перехватывающей парковки на подходах к метро. Машины бросают, как и прежде, на проезжей части неширокой улицы Планерной и во дворах.

ТПУ стоил около 500 млн рублей, и, как уверяет пресс-релиз Мосгортранса, доля города составила 30 %. Это как минимум 150 млн рублей. На что? На навес для маршрутов автобусов,  диспетчерскую и кассы? Парковка ТПУ  стоит пустая, потому что богатеньких  буратин, которые оставят там машину за 600-1000 рублей  в день, нет.

Осмотрев в один из субботних объездов города новый ТПУ, С. Собянин предложил руководству узла сделать парковку бесплатной хотя бы в дневные часы. Начальство задумалось… На Речном парковка внутри похожего здания тоже стоит пустая, а  машины заполонили все свободные сантиметры площади. И на  площади у метро «Речной вокзал» областной транспорт  тоже загнали за Можай —  к нему надо пройти по разбитому тротуару целую остановку пешком до стоянки подмосковных автобусов и маршруток, которые ранее стояли на площади перед метро.

Как строили ТПУ —  это отдельная песня. Вместо двух лет стройка продлилась более пяти. При этом на время строительства для пассажиров были созданы условия, как в программе на выживание на 1-м канале. Между двухметровых железных заборов по узкой тёмной тропке надо было выходить…прямо под колёса маршруток и далее идти вдоль длинного дома среди припаркованных тут же машин. Или пилить по проезжей части, как гужевой транспорт. Если  будет принято решение о  строительстве  в столице еще 90 таких же ТПУ, то москвичам гарантированы  масштабные неудобства, грязь, неразбериха, и сомнительный свет в конце инвестпроекта. Культура строительства у нас такая, что не предполагает уважения к жителям. Напомним, что при строительстве ТПУ на Речном бригады рабочих в вечерний час пик  ставили бетономешалки поперек дороги,  создавая пробку на час.  Но перекрывать дорогу могут только инспекторы дорожного движения, это известно даже безлошадным пассажирам.

На площади перед Планерной огромным автобусам не осталось места для отстоя, и теперь  они занимают крайние полосы, мешая движению транспорта. Раньше на  месте, где теперь построен ТПУ, была  отстойно-разворотная площадка автобусов и маршрутных такси. В начале строительства  для автобусов выделили небольшой пятачок  земли  вдалеке от метро, ближе  к депо «Планерное», но им там не хватает места, ведь последние модели низкопольных автобусов имеют   длину 11 метров.

Схема  дорожного движения на площади напоминает лабиринт. Проектировал ТПУ НИиПИ Генплана  Москвы. А саму схему движения, похоже, не проектировал никто. Чтобы въехать на парковку, надо проехать всю площадь, то есть миновать всю пробку, все 5 светофоров. Какой умник это придумал? Наверное, тот же, кто засунул в ТПУ всего-то 11 тысяч квадратных метров торговых площадей. Магазинчики, где можно, ожидая автобуса, купить продукты и другие товары (торговля золотом уже работает). Что-то мне подсказывает, что  главными задачами строителей ТПУ были не комфорт пассажиров и не борьба с пробками, а просто перехват москвичей, которые привыкли ездить отсюда  в  мегамоллы (МЕТРО, ИКЕА, МЕГУ и ОБИ), которые находятся или на МКАД, или в области. «Это же сколько денег уплывает от московских торговцев», —  позавидовали несколько лет назад  столичные умные головы. И объявили план «Перехват денег». Первый ТПУ построили на площади перед Речным вокзалом. Там, кроме торговли, нет для пассажиров вообще ничего! А пробки вблизи Лениградки стали еще безнадёжнее.

Слово экспертам

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает, что пересадочные узлы нужны за МКАД:

 «Все нынешние московские ТПУ имеют странное назначение: в них зачем-то впихивают торговые центры. Это всегда огромная ошибка. Транспортные узлы создаются, в первую очередь, для пассажиров, а люди, пришедшие за покупками, им банально мешают. От этого возникает давка. Возьмите, к примеру, ТПУ у станций метро „Теплый Стан“ или „Текстильщики“ — это же кошмар!

Нормальные транспортные узлы в том виде, в котором они существуют на Западе, необходимы Москве. Они должны вмещать в себя большую парковку, удобный автовокзал. Чтобы человеку было удобно приехать на машине, оставить ее и сесть на поезд или в метро. А как ТПУ делаются в Москве, лучше бы их совсем не делали. Новое руководство Москвы высказывает такие же идеи, поэтому я надеюсь, что в скором времени у нас появятся нормальные транспортные узлы»

Заместитель мэра Москвы по развитию транспорта и дорожного строительства Николай Лямов, побывав на площади перед метро Планерная незадолго до его открытия, отметил, что при проектировании объекта не обошлось без ошибок. «Я не уверен в том, что здесь все правильно построено, но по обстановке здесь должно стать проще после его открытия», — сообщает портал Мосгортранса.

Но после открытия проще не стало, смею уверить, как постоянный пассажир этого направления. Стало понятно, что пробки останутся навсегда. ТПУ построен и работает в тестовом режиме, то есть, Мосгортранс  внедрил на здешних маршрутах систему ГЛОНАСС. Но ГЛОНАСС — лишь один из инструментов для организации движения  в городе, в данном случае совсем не уменьшающий пробки. Время, за которое пассажиры добираются домой, не уменьшилось ни на минуту. Так же еле-еле двигаются  в общей толчее и автобусы в аэропорт Шереметьево, в Куркино, Химки, Красногорск. Пользы от ТПУ не прибавилось ни пассажирам, ни водителям.

Галина Копрова

специально для InfraNews

17.03.11 в 7:50 раздел Автотранспорт, Город

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: