Судостремонтный НДС: вопросы без ответов

«Если все судоремонтные предприятия обяжут платить НДС за три года, то они просто-напросто обанкротятся. Опасения эти не беспочвенны, так как из-за этой вдруг возложенной обязанности ряд предприятий уже испытали определенные трудности», — заявил корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор Мурманского судоремонтного завода Олег Мазунов, комментируя сложившуюся ситуацию с уплатой налогов судоремонтными предприятиями.

Мазунов сообщил, что представители мурманских судоремонтников уже неоднократно обращались во всевозможные инстанции с просьбой поменять федеральное законодательство, формулировки которого фактически и поставили под удар целую отрасль, но поддержку пока получили только в Совете Федерации.

Члены СФ обозначили проблему перед правительством РФ и предложили освободить судоремонтные предприятия от уплаты НДС за три года. Однако пока согласия на предложенный вариант решения проблемы нет. «Министерство транспорта РФ и Министерство финансов дали отрицательную оценку нашему предложению и выдвинули ответное — предоставить судоремонтникам возможность расплачиваться с долгами в рассрочку. Но нас это, тем более в условиях кризиса, не устраивает», — сказал Мазунов.

Выступит ли СФ с законодательной инициативой исправить «пробелы» и будет ли это решение удовлетворено Госдумой РФ, пока неизвестно. Однако стоит добавить, что пока этот вопрос остается неразрешенным, многие предприятия судоремонтной отрасли, работающие в порту, могут прекратить свое существование, поскольку, по словам Мазунова, все они пользовались налоговыми льготами и любая проверка обяжет их вернуть «долг».

Как сообщало ИА REGNUM, налоговая проблема у судоремонтников, которая проявляется сейчас в полном объеме, возникла после того, как северодвинское предприятие «Севмаш» проиграло дело об уплате НДС. До этого льготой по уплате налога на добавленную стоимость пользовались все судоремонтные предприятия, осуществляющие свою деятельность в портах, начиная с 2001 года. В принятом в 2001 году Налоговом кодексе есть статья, согласно которой, «работы по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги)» освобождались от налогообложения. В 2002 году в эту статью были внесены изменения, согласно которым, освобождение от НДС предусматривалось для «работ по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка». Фактически, согласно этой статье от НДС освобождались предприятия, оказывающие услуги по ремонту судов на территории причалов, которые расположены в портах. Этого мнения придерживалось и Минфин России, и ФНС России. Из-за недостаточно четкой формулировки этого положения, судоремонтным предприятиям приходилось обращаться в налоговые органы за разъяснениями, на что они получали совершенно определенный ответ: «НДС взимать не нужно и уплачивать его не надо». Указанная трактовка нормы подп.23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ применялась вплоть до 2007 года, а правильность такого применения подтверждалась результатами налоговых проверок. Но дело «Севмаша» дошло до Высшего Арбитражного суда, который постановил, что Налоговый кодекс все-таки обязывает предприятия уплачивать НДС. И это изменило ситуацию в корне.

11.04.09 в 10:47 раздел Финансы

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: