Что умеет таможня – ничего

Компании | Новости | Апрель 06, 2010, 7:29

 

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ за первый квартал 2010 года перечислила в федеральный бюджет 888,8 млрд. руб., на 11% перевыполнив план. В сравнении 1 кв. 2009 года бюджет получил  сразу на 36% больше. Эффект низкой базы очевиден. Отдельно в марте 2010 года таможенники собрали с участников внешней торговли 349 млрд руб., что на 46% больше, чем в марте 2009-го.

План, о перевыполнении которого спешит отчитаться таможня, в целом на этот год выглядит весьма скромно — 3,66 трлн руб. Это лишь немногим больше, чем было в 2009 году — 3,48 трлн руб., и значительно меньше, чем в “хлебном” 2008-м — с его беспрецедентно высокими ценами на нефть и объемами импорта — 4,69 трлн руб. План по доходам в целом для федерального бюджета, так и отдельно задание для ФТС исчислено из прогноза в $58 за баррель нефти — притом что уже сейчас правительство ориентируется на $65, а фактическая цена Urals в первом квартале текущего года, по данным Минфина, составила $75,2 за баррель. Тем не менее пока бюджетное задание Минфин для таможенников ФТС не увеличивает, предоставляя им возможность с легкостью перевыполнять план на дорожающей нефти.

Хотя руководство ФТС в своих публичных выступлениях проводит мысль о том, что деятельность таможни состоит не столько в “стрижке нефтяных купонов”, сколько в проведении большой работы по администрированию импорта,  этму нет физических подтверждений – кривые среднемесячной цены нефти Urals в последние два года и ежемесячные сборы ФТС движутся практически параллельно. Максимум оба параметра пережили в июле 2008 года, когда баррель российской нефти стоил $129,5, а месячные сборы ФТС достигли 474 млрд руб. Затем с небольшим временным лагом поступления двинулись вниз за ценами на сырье. Минимум цены Urals пришелся на декабрь 2008 года ($38,5), минимум сборов (197 млрд руб.) — на январь 2009 года.

 В 2010 году помимо цен на нефть на динамику сборов стало влиять восстановление импорта, растущего на укреплении рубля и возрождении внутреннего спроса.

При этом все заявления о качественном администрировании импорта – тупая профанация. Таможня закрывает одни посты – открывает другие. Сегодня самый яркий случай – псевдо “автомобильный” пост, куда сгоняют оформлятся всех автопроизводителей. Это вершина администрирования, переносящая оформление в центр Питера,  особенно с учетом того, что ранее речь шла именно о выносе всего оформления на границу.

При этом, как впрочем и всегда у ФТС России – коррупционная составляющая яркая и понятная. Если в марте – до создания псевдо-авто-поста контейнеры с коплектующими шли на 60% через ПЛП (речь о крупнейших заводах – FORD и TOYOTA), на 30% через ПКТ, и остальное с севера (из ФИнляндии), то после появления поста – самым удобным  для автозаводов станет ПКТ. Не факт – что это НКК пролоббировала, но распределение потоков и перераспределение – очевидно. А любое перераспределение на таможне, без прибавления в сборах (а по автокомплектам сбор всегда был 100%) – имеет смысл только если есть кто-то еще заинтересованный.

Оставшиеся в живых брокеры – будут счастливы. И понесут больше денюжки в клювиках.

InfraNews

 

Новости по теме


Свежие новости