Импортные потоки через Финляндию закрываются?

Министр внешней торговли Финляндии Пааво Вайеринен объявил, что страна осенью 2008 года может ввести транзитную плату для российских автоперевозчиков — так будут компенсированы потери местной лесной промышленности от увеличения Россией экспортных пошлин на лес с 2009 года. Размер платы определится через неделю.

Потери российских перевозчиков могут быть аналогичны потерям финских ЦБК— до €280 млн в год, но отказ от импорта через Финляндию автомобилей и электроники для России явно обойдется дороже.

В четверг поздно вечером, за сутки до старта саммита ЕС—Россия в Ханты-Мансийске, министр внешней торговли и развития Финляндии распространил сообщение, в котором говорится: «МИД Финляндии изучает вопрос того, насколько потери от введения Россией экспортных пошлин на лес могут быть компенсированы введением специальной транзитной платы для автоперевозок в Россию через территорию Финляндии». Там же господин Вайеринен заявляет: «Транзитная плата может быть введена уже следующей осенью, если экспортные пошлины будут повышены в начале следующего года». Последней каплей, по словам Пааво Вайеринена, стал звонок ему главы Минэкономразвития России Эльвиры Набиуллиной: в среду она сообщила коллеге, что предложение Финляндии об отмене повышения пошлин на экспорт березового баланса «не может быть принято». «Заявление министра Набиуллиной является прискорбным, а аргументы непонятными. Со стороны финской промышленности эта ситуация выглядит просто невыносимой»,— говорит господин Вайеринен.

В торговом представительстве РФ в Финляндии «КОммерсанту» подтвердили, что «разговоры о компенсации пошлин в финском правительстве идут, но окончательное решение еще не принято».

Экспортные пошлины на необработанную древесину были введены в 2007 году. Их целью декларируется стимулирование переработки и инвестиций в российской лесопромышленности.

Пошлины фактически положат конец экспорту российской древесины в Финляндию. Стоимость круглой древесины в Финляндии составляет €52 за кубометр, цена древесины для производства целлюлозы колеблется между €13 и €24 за кубометр. Годовой экспорт российской древесины в Финляндию составляет порядка 8 млн кубов. Таким образом, максимальные потери финской промышленности от увеличения Россией экспортной пошлины на лес с €15 до €50 в 2011 году составят порядка €280 млн в год.

Намерение финского правительства возместить их через введение транзитной платы для российских автоперевозчиков обойдется дополнительными затратами порядка €70 тыс. на один российский грузовик в год или €600 за проезд по территории Финляндии.

В 2007 году около 4 тыс. российских грузовиков сделали 461 тыс. проездов через территорию Финляндии.

InfraNews: Эти данные дали «Коммерсанту» в финском правительстве. Но, при внимательном рассмотрении, получается, что каждый из зарегистрированных финами грузовиков сделал 115 рейсов за год. Очевидно — это не реально. На один рейс у машины уходит не менее 7-8 суток. И следовательно не может быть и речи о более чем 60 рейсах.

Оборот российско-финских грузовых автомобильных перевозок составляет более 7 млн.т. в год, на долю российских перевозчиков приходится около 70% перевозимых грузов. Очевидно, что плата за транзит будет переложена на российских потребителей товаров — через Финляндию проходит большинство логистических маршрутов экспорта в Россию автомобилей и электроники, перестройка которых требует инвестиций и времени.

В правительстве Финляндии нет согласия в отношении перспектив введения транзитной платы для российских перевозчиков. Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен и министр финансов Юрки Катайнен скептически отнеслись к данному предложению — они полагают, что оно противоречит законодательству ЕС. По словам начальника канцелярии министерства транспорта Финляндии Харри Пурсиайнена, данный вопрос обсуждался еще зимой, и уже тогда было выяснено, что правила ЕС не допускают удерживания специальной транзитной платы.

InfraNews: Дело даже не в том, что это противоречт правилам ЕС. Дело в том, что это пугалка для российских чиновников (врядли, кстати, испугаются). Ведь если стоимость рейса (не новогоднего) вдруг увеличить на 600 евро, то проиграет только Финляндия. На дворе никак не 90-е, а конец 00-х. Российские контейнерные терминалы легко сегодня заберут на себя весь финский импортный поток и даже не заметят. А у финов наступит проблема с окупаемостью Вуосаари. И что тогда делать?

Так что платы за проезд видимо не будет! Не страшные пугалки!

 

InfraNews

29.06.08 в 13:12 раздел Компании

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: