Заразные коридоры

Экономическому совету при губернаторе Хабаровского края во вторник была представлена концепция разработки нового международного автотранспортного коридора Харбин—Большой Уссурийский остров—Ванино. С докладом на заседании совета выступил директор Дальневосточного НИИ рынка, доктор экономических наук Вадим Заусаев. Он рассказал, что реализация проекта подразумевает создание мощных терминалов общей площадью не менее 200 га на российской и китайской территориях пограничного Большого Уссурийского острова, специализированных таможенных пунктов пропуска, строительство высокоскоростных дорог с Большого Уссурийского острова до Чернореченского шоссе, увеличение пропускной способности автотрассы Хабаровск—Лидога—Ванино. Предварительная стоимость проекта, по оценке ученых, составляет 7 млрд руб.

В проектируемом транспортном коридоре ключевое значение имеет Ванинский порт и расположенный рядом Совгаванский порт. По словам господина Заусаева, Ванинско-Совгаванский транспортный узел может стать мощной точкой роста при условии его специализации на контейнерных перевозках. По подсчетам ученых, до 2010 года объемы этого вида перевозок увеличатся в два раза.

Впрочем, по мнению хабаровских ученых, Ванинский порт и, соответственно, транспортный коридор Ванино—Харбин могут загрузить и транзитные контейнерные грузы, следующие из Китая и в Китай. Расчет специалистов ДальНИИ, по словам Вадима Заусаева, базируется на темпах роста провинции Хэйлунцзян, соседствующей с Хабаровским краем. По прогнозам ученых, к 2015 году дефицит пропускных способностей имеющихся погранпереходов составит 10 млн т, а к 2020 году — 25 млн т, в том числе не менее 9 млн т контейнерных грузов. По данным господина Заусаева, на первом этапе Ванинско-Совгаванский узел мог бы пропускать до 1,6 млн т контейнерных грузов (80 тыс.TEU), а затем до 4 млн т (200 тыс.TEU).

Несмотря на то, что сейчас в регионе лидирующее положение по грузообороту в целом и контейнерным перевозкам в частности занимают порты Приморского края, в ДальНИИ полагают, что ситуацию можно изменить, использовав «основные транспортные преимущества» хабаровских портов: наличие свободной земли на территории портов, большая глубина бухт, позволяющая строить причалы для приема судов дедвейтом более 100 тыс. т, прямой выход на Транссиб и БАМ, наличие кратчайшего пути на Сахалин в виде паромной переправы Ванино—Холмск. Таким образом, утверждает директор ДальНИИ рынка, Ванинско-Совгаванский узел имеет шансы стать «главными воротами России на Дальнем Востоке».

«Ориентация на контейнеры ошибочная»,— заявил в ходе обсуждения проекта президент Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников Виктор Шпаков. По его словам, положительный эффект может дать ориентация транспортного коридора на малый и средний бизнес. «Нужно использовать 120-фунтовые фуры, перевозящие грузы не одного крупного, а 40 мелких клиентов»,— убеждал он членов Совета. Сейчас, по данным ассоциации, число грузоотправителей постоянно растет. Три года назад в ассоциации было 120 членов, а теперь более 1000.

Замдиректора Института экономических исследований ДВО РАН, доктор экономических наук Олег Рензин посоветовал рассматривать разработку ДальНИИ рынка не как реальный проект, а как идею. «Коммерческий аспект я даже не готов обсуждать, так как цифры сильно занижены. Для сравнения: только на порт Зарубино потребовалось более $2 млрд. А все, что там было сделано,— коротенькая железная дорога, усиление портовых мощностей, организация грузоперевозок»,— аргументировал свою позицию господин Рензин. Кроме того, по его словам, «трансформация экономики края под Китай» не вписывается ни в транспортную, ни в геостратегическую концепцию развития региона.

«Сам тезис неверный. Мы не обслуживаем китайскую экономику, но используем наши географические преимущества для прохождения транзитных грузов», — вступился за ДальНИИ министр экономразвития Хабаровского края Александр Левинталь.

«Я соглашаюсь с тем, что сказали оппоненты, но хотел бы отметить своевременность этого проекта»,— прервал споры коллег первый зампредседателя правительства Хабаровского края Геннадий Апанасенко. Он напомнил членам совета, что идея создания транспортного коридора Харбин—Большой Уссурийский остров—Ванино обосновывает необходимость открытия на острове погранперехода, на создание которого краевым властям удалось добиться выделения 1,6 млрд руб. из федерального бюджета. Без обоснования, по признанию господина Апанасенко, Хабаровский край рискует потерять эти деньги. В результате члены совета решили работу по проекту создания транспортного коридора Харбин—Ванино продолжить.

InfraNews: Псевдонаучный бред. Или как говорил товарищ Сталин — «оба хуже». Любая идея создания транзита из Китая в Китай с использовние несуществующих (а в будущем очень дорогих) мощностей российских портов, опасна Опасна тем, что инвестировав любые деньги, российская транспортная инфраструктура не сможет догнать в развитии китайскую — и это большая проблема. И хотя, сегодня кажется, что северный Китай по развитию ничем не отличается от российского Дальнего Востока, это опасное заблуждение. Во внутренней Монголии и Маньжурии и в самом деле никто особо ничего развивать не собирается, А развитие прибрежных территорий зашло так далеко, что необходимость подпорки в виде ванинско-совгаванского портового узла очень сомнительна.

 

InfraNews

27.03.08 в 10:20 раздел Компании

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: