Плюй в глаза – божья роса: Галикеев не только упырь, но и вредитель
Вопреки продекларированной ФТС России концепции переноса таможенного оформления на границу, Северо-Западный регион с каждым годом становится все более транзитным, в том числе и для грузов, предназначенных для Петербурга и других субъектов Северо-Запада.
Вчера на пресс-конференции по итогам 2010 года первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Юрий Лямкин констатировал 15-процентный рост количества поданных транзитных таможенных деклараций.
Эксперты объясняют массовый исход участников внешнеэкономической деятельности из таможен СЗТУ недостатками таможенного администрирования на ключевых таможнях региона: постоянными нарушениями сроков выпуска, необоснованными корректировками таможенной стоимости и транспортными проблемами.
По словам начальника СЗТУ Назипа Галикеева, развитие системы таможенных органов региона, в том числе и Санкт-Петербургской таможни, во многом зависит от того, как быстро будут вводиться в строй транспортно-логистические комплексы на Выборгском, Кингисеппском и Псковском направлениях. Пока же доля транзитных грузовых таможенных деклараций (ГТД) в СЗТУ растет. По словам заместителя начальника управления Юрия Лямкина, в минувшем году в таможни СЗТУ было подано 802 тыс. транзитных против 695 тыс. транзитных ГТД в 2009 году, причем не менее 44% прироста дали грузы, предназначенные для Петербурга и других городов Северо-Запада.
В контексте продекларированной ФТС концепции переноса оформления на границу эксперты оценивают увеличение транзитных ГТД на 15% как весьма сомнительное достижение: большая часть “потерянного” Северо-Западом импортного грузопотока отправилась на оформление на внутренние таможни, в первую очередь в Московскую область.
В 2010 году внешнеторговый оборот в регионе деятельности СЗТУ составил около $98 млрд, из них экспорт более $42 млрд, а импорт — около $55 млрд, что на 35% больше, чем в 2009 году. В структуре экспорта преобладают углеводороды, лес и металл, в структуре импорта — продукция машиностроительной промышленности (40%) и продовольствие (26%).
За год таможни СЗТУ перечислили в федеральный бюджет 607,3 млрд рублей (доля импортных платежей — 381,8 млрд), выполнив плановое задание на 109,2%, что на 30% больше, чем в 2009 году. Как рассказали “Ъ” в Северо-Западной транспортной прокуратуре, “Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой было выявлено, что Балтийской таможней целенаправленно и систематически нарушаются права значительного числа участников ВЭД.
По значительному количеству товарных партий меры по таможенному контролю принимаются несвоевременно, участникам ВЭД без достаточных оснований предъявляются требования о предоставлении дополнительных документов, указанные требования выставляются на 8-10-й день оформления ГТД (по закону срок выпуска должен составлять двое суток. — “Ъ”), в результате чего предприниматели не имеют реальной возможности исполнить требования таможенного органа”.
На вопрос “Ъ”, соблюдается ли таможнями СЗТУ предписанная ведомственными актами ФТС норма в 10% досмотров от общего числа поданных деклараций, заместитель начальника управления Вадим Бушуев заявил, что “норма в 10 процентов выполняется, хотя право выбора формы таможенного контроля принадлежит инспектору”.
Между тем проверки Северо-Западной транспортной прокуратуры выявили, что Балтийская таможня, на чью долю приходится более 30% всех оформленных СЗТУ ГТД, “практически не исполняет принципа выборочности таможенного контроля. В отношении ряда таможенных брокеров развернута компания по установлению необоснованных административных барьеров, ведущих к причинению участникам ВЭД экономического ущерба”.
В материалах прокурорской проверки упоминается таможенный брокер, у которого из поданных за три месяца 716 ГТД меры таможенного контроля (досмотры и выставление на ИДК) были применены к 644 ГТД. Точно так же дела обстоят и с корректировками таможенной стоимости, которые, по оценке ряда крупных участников ВЭД, стали летом-осенью 2010 года предпосылкой для передела рынка околотаможенных услуг.
По свидетельству коммерсантов, сотрудники Балтийской и Санкт-Петербургской таможен вынуждали участников внешнеэкономической деятельности существенно завышать таможенную стоимость налогоемких товаров на 10-25% больше стоимости, принимаемой таможнями Центрального таможенного управления.
При этом экономический эффект для государства от тотальных корректировок не очевиден: подавляющее большинство участников внешнеэкономической деятельности уже вернули себе излишне взысканные с них средства через суды. Как признался на вчерашней пресс-конференции глава СЗТУ Назип Галикеев, таможни проигрывают в судах более 90% исков по КТС и срокам оформления (в акте проверки Балтийской таможни названа цифра в 99,85% исков, проигранных таможней, — “Ъ”), поданных участниками внешнеэкономической деятельности. По мнению господина Галикеева, “cудебная практика сложилась за прошлые годы, и сломать ее тяжело. Это вообще проблема портовых регионов. Но мы вопрос без внимания не оставим. Мы будем работать с судами и разъяснять участникам внешнеэкономической деятельности. Думаю, в 2011 году мы от этой практики уйдем”.
Новости по теме
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU
Свежие новости
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU