Российские госкомпании опозорятся еще и в европейском судостроении

Логистика | Море | Новости | Март 26, 2008, 7:17

Отечественный бизнес, все громче заявляющий о себе на международной арене, обратил внимание на зарубежные активы в судостроительном секторе. Российская компания договорилась о покупке у норвежской Aker Yards верфей в Германии и на Украине. Правда, покупателем стал не профильный инвестор, а структуры Финансовой лизинговой компании (ФЛК), входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Для экспертов, а также для самой ОАК эта сделка стала полной неожиданностью, ведь авиастроители взяли курс на избавление от непрофильных активов.

Как говорится в сообщении Aker Yards, размещенном на сайте компании, FLC West (полная оффшорка никак юридически не связанная с мамой) приобретет 70% акций Aker Yards Ukraine Holding. По условиям сделки, которая оценивается в 292 млн евро, FLC West получит контроль над принадлежащими Aker Yards верфями в украинском Николаеве, а также в немецких городах Висмаре и Варнемюнде. «Сделка еще должна получить одобрение немецких и украинских регулирующих органов», — отмечается в заявлении. Ее завершение намечено на лето 2008 года.

«Украинские и немецкие верфи выпускают транспортные торговые суда. Это контейнеровозы водоизмещением 34 тыс. т. и танкеры-химовозы грузоподъемностью 45 тыс. т. В советское время на Украине строили также крупнотоннажные суда дедвейтом порядка 80 тыс. т», — пояснили РБК daily в московском представительстве Aker Yards. Верфи в Германии являются одними из самых современных, по программе на этот год они должны сдать 16 судов. Мощности украинских верфей в Aker Yards оценивать не взялись, отметив, что их мощности загружены не полностью.

InfraNews: Aker «скидывает» не особо нужные активы. Сейчас компания преимущественно занимается военными заказами, инжинирингом для китайских и корейских верфей, а строит только большие и дорогие суда в небольшом количестве. Среди приобретенных FLC West есть и самая крупная в Николаеве верфь «Океан», на стапелях которой сейчас 12 судов. Но строить крупнотоннажные суда (более 70 тыс. dwt) на николаевских верфях возможности нет. А на немецких верфях из-за высоких зарплат и налогов будет сложно добиться рентабельности.

В ФЛК РБК daily подтвердили, что их аффилированная структура приобрела судостроительные активы Aker Yards, однако от других комментариев отказались. Гендиректор ФЛК Наиль Малютин вчера отказался комментировать сделку.

Между тем эксперты недоумевают, зачем судостроительные активы потребовались компании, входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию. Для представителей ОАК эта информация стала полной неожиданностью.  «Как не занимался ОАК основной своей задачей — серийным производством самолетов, так и не занимается, — делится с РБК daily своим недовольством совладелец ИФК Александр Лебедев. — Зато они занимаются всем чем угодно: финансами, лизингом, акциями EADS, теперь и покупкой зарубежных судостроительных компаний».

ФЛК, которая теперь станет владельцем судостроительных ак­тивов, в авиационных кругах известна тем, что до сих пор не может исполнить контракт на поставку 10 самолетов Ту-214. По мнению производителя лайнеров — Казанского авиационного производственного объединения, это связано с недофинансированием контракта и задержкой лизинговых платежей. Руководство ФЛК ранее признавало, что не могло финансировать контракт из-за задержки с получением денег из госбюджета в 2005 году.

ФЛК основана в 1997 году. В 2001 го­ду компания выиграла тендер правительства на получение господдержки лизинговых программ в области гражданской авиации. Сейчас 51,8% акций компании принадлежит ОАК, крупные пакеты принадлежат Росимуществу, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и др. Лизинговый портфель ФЛК оценивается 1,5 млрд. долл.

Но это их собственная оценка, включающая неисполненные контракты. Согласно же отчету о прибылях-убытках за 9 мес. 2007г выручка компании снизилась почти на 6% до 777 млн. руб. (21 млн. евро), а чистая прибыль составила аж 57 млн. руб. (1,55 млн. евро). Просто сравните со сделкой.

Удивительная картина конечно. Люди которые не смогли на государственных деньгах сделать хоть что-то в авиастроении, вдруг влезли в судостроение. При этом пошли на самый сложный участок. Николаевский ОКЕАН, это точно не подарок. При всей загрузке и качественных заказах, об это предприятие уже сломал зубы корейский судостроительный гигант HUYNDAI, теперь выясняется, что и Aker не осилил. Про немецкие ферфи и говорить страшно. Заказы на Заводе Росток-Варнемюнде, в профильных справочниках не атрибутируются. Fairplay Newbuildings не дает информации по заказам на этом заводе, а сайт Aker утвержадет, что в заказе у верфи – 200 тыс. dwt судов. На верфи в Висмаре строится 23 судна водоизмещением до 38 тыс. dwt. Из них 21 контейнеровоз, и 2 пассажирских парома. Особая гордость компании, ради которой видимо и было сделано это приобретение – это заказ Норильского Никеля, достроить пять судов из шести контейнеровозов (первый успешно проходит испытания) для работы в Северном Ледовитом Океане. Но и здесь косяк. В Висмаре контейнеровозы только строятся – все ноу-хау, авионика (чтоб авиастроителям было понятно – назовем так навигационное оборудование) и технологии по ледовому судоходству находятся на балансе Aker Yards Finland, где эти суда достраиваются, согласно контракту. А без технологий – это просто корпуса для контейнеровозов. А продает эти технологии Aker Yards  сторонним компаниям очень неохотно и с большими наценками.

Короче говоря, очередные невменяемые бойцы, с государственными деньгами поперлись туда, где ничего не понимают и будут тупо выставленны на посмешище.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости