Почему у России нет экономических рычагов влияния на Эстонию

Новости | Политика | Апрель 30, 2007, 1:30

InfraNews уже написало об объемах российских грузов, которые проходят транзитом по Эстонии. Именно эти объемы являются базовой причиной того, что Россия не может с полным на то основанием давить на Эстонию.

На самом деле не так много инвестиций вложено в эстонскую экономику. Деньги серьезные, но не критичные.  Есть терминалы и компании у Северстальтранса, есть проект в строящемся порту Силамяэ у Еврохима. Но деньги, которые задействованы у этих компаний в эстонской экономике, совсем не критичны. Ведь к примеру один только девелоперский проект Северстальтранса в Москва-Сити сравним со всем объемом (не только Северстальтранса) внешних инвестиций в Эстонию за несколько лет. Так что рассуждать о сугубой заинтересованности этих компаний сложно.

Вот, к примеру, январское 2007г. заявление руководителя Северстальтранса: “Как сообщил исполнительный директор «Северстальтранс» Андрей Филатов, нефтепродукты составляют 2/3 всего объема эстонского транзита (40 млн тонн в год). Он отметил, что все крупные транспортные предприятия внимательно следят за происходящим вокруг этого памятника и не исключают, что Россия применит экономические санкции против Эстонии. Тем не менее, никакого распоряжения на этот счет из Кремля пока не поступало, а бизнесмены следят за дискуссиями в Госдуме РФ”  (Агентство национальных новостей). И похоже, что бизнесмен не лукавит, ведь его Spacecom перевез в прошлом году только 3 млн.т. нефтепродуктов, или 12-13% от общего объема перевалки продукта в Таллинском порту. (естественно, компания, которая спокойно имеет в партнерах одного из спонсоров арабского фундаментализма Dubai Port World, не так проста и покладиста, и может по сути склонить на свою сторону любого)

Тогда же, директор Таллиннского порта Tallinna Sadam Айн Кальюранд заявил, что перекрытие транзитных кранов — возможный шаг со стороны Москвы, так как его уже использовали в 1998 г. против Латвии. По его мнению, Tallinna Sadam может работать без проблем, не получая ни тонны груза из РФ в течение целого года, т.к. пассажирские перевозки приносят порту 1/3 всего оборота.

Тут естественно видно лукавство со стороны директора – что стало с Вентспилсом никому не надо рассказывать, сколько денег пришлось ему потратить на переориентацию с трубы на железную дорогу  – даже подумать страшно. Да и туристов в направлении Таллина Tallink (крупнейший пассажирский оператор на Балтике и крупнейшая эстонская компания) теперь не скоро увидит.

Больше всех, теоретически, могут потерять эстонские железнодорожники. Прибыль Eesti Raudtee за 2006-й составила $20,8 млн., что на 28,4% меньше, чем в позапрошлом году. Для сравнения: в 2005-м чистой прибыли получено $29,1 млн, а в 2004-м – $26,4 млн. А оборот ЭЖД за прошлый год составил $150 млн. Оборот компании остается на одном уровне несколько лет подряд. 90% этих денег – российские.

Но что это за деньги? К примеру, в России за полный год с 1 мая 2006г. по  1 мая 2007г. совершено сделок с портами и терминалами на $2 млрд. и $90 млн. Вот это деньги. А в Эстонии на пальцах все посчитать можно

К чему приведены все эти цифры. К тому, что российские компании хоть и инвестируют  в эстонский транзитный транспорт, но не факт, что осуществляют серьезное лоббирование умеренной позиции российских властей в отношении Эстонии. Хотя бизнес есть бизнес – и что бы не говорили национально озабоченные депутаты – доходы свои он защищает, как может.

Но есть те, кто принимает решения под действием лоббистов. Точнее не принимает решений. В связи с Эстонией чаще всего упоминают министра транспорта – он как бывший менеджер Северстальтранса должен и в самом деле поддерживает интересы своих бывших работодателей. Нормально – российский министр защищает российскую компанию. Но это как-то мелко выглядит. Неужели мы можем предположить, что российский министр занимается такими мелочами, как спасение трехмиллионного транзитного потока. Нет, не можем.

Потому что, министр, его министерство, все ведомства вплоть до МЭРТа должны были и сегодня должны строить российские порты. Содействовать. Но не получается. Уже даже президент ругаться начал.

Еще раз – в России куплено и продано стивидоров за последние 12 месяцев на $2 млрд. Инвестиций в порты вложено меньше $100 млн. Ничего не происходит. Ведь все указанные министры от транспортного до МЭРТа, к примеру, спокойно относятся к тому, что в Усть-Луге ничего не строится уже 13 лет. Покровительствуют нынешнему председателю совета директоров компании, не смотря на его биографию и все предыдущие успехи.

Чем занимается министр транспорта – рассказывает про транспортные коридоры, председательствует в комиссиях по расследованию транспортных катастроф. А когда пытаемся выяснить, почему на таком спекулятивном рынке нет инвестиций – выясняется, что покупатели портов чаще всего последними узнают, что причалы можно арендовать только на год!!! Кто же положит туда миллионы долларов? Узнают они, также с опозданием, что обслуживать суда в Российских портах стоит дороже, чем в европейских и американских портах вместе взятых.

Чем занимаются власти? Внимают президенту РЖД (не важно нынешнему или предыдущему). А он, то хочет акций портов покрупнее получить, то дорогу в самый бесперспективный порт строит (Оля), то политикой занимается.

В результате выясняется, что благодаря бездействию основных фигурантов российского транспортного движения, в России не хватает портовых мощностей, чтобы гигантская страна смогла спокойно наплевать на поведение Эстонии и просто заблокировать ее экономическими, без политики, методами.

Хотя конечно, есть компании, которые почему-то инвестируют и что-то строят. Но получается, что в самый ответственный момент не построено то, что было бы очень нужно.

Нефтяной терминал в Приморске убил Вентспилс. Первый контейнерный терминал в Петербурге прикончил перспективу развития прибалтийских и финских терминалов. Правда сегодняшние действия властей, в том числе и фигуранта всех анти-эстонских блогов, губернатора Матвиенко, наводят на мысль, что власти мечтают избавить Петербург от бремени контейнерного лидерства на Балтике.

А Усть-Луга, которая уже несколько лет назад должна была быть альтернативой Таллину, наоборот подарила свою основную бизнес-идею эстонским властям, которые начали активно развивать порт Силамяэ. А все, кто приезжал в Усть-Лугу с визитами, все кому “порт” очень понравился и кто до сих пор называет его сильно перспективным, они все и виноваты в том, что сегодня Россия находится в безвыходной ситуации со своим эстонским транзитом.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости