Правительство просят ускорить вывод активов из ОТЛК

Минэкономики просит вице-премьера Аркадия Дворковича вынести на уровень правительства рассмотрение операционной модели ОТЛК, подписания акционерного соглашения и возвращения РЖД 50% плюс двух акций Трансконтейнера, внесенных в ОТЛК в 2014 году, пишет Коммерсант. Согласно письму замглавы Минэкономики Николая Подгузова, акционеры — РЖД, “Казахстан темир жолы” и Белорусские железные дороги — не представили министерству данных о согласовании новой операционной модели.

Предполагалось, что акционеры внесут в ОТЛК ряд активов, но это сделало только РЖД, внесшее долю в Трансконтейнере и 100% минус одну акцию РЖД-Логистики. В результате РЖД в ОТЛК получило 99,84%, а КТЖ и БЖД, сделавшие денежный взнос в 32,7 млн. руб., — по 0,08%. В ноябре 2015 года КТЖ предложило ОТЛК модель asset-light (без активов), чтобы та лишь управляла контейнерными сервисами. По данным источников, причина смены концепции в том, что исходная модель работала, если клиентами ОТЛК выступали международные агрегаторы грузов. Но когда Трансконтейнер начал поиск грузов за рубежом, агрегаторы пригрозили уходом на морские маршруты. Астана была недовольна деятельностью Трансконтейнера и неравноправием партнеров в ОТЛК. Источники отмечают, что Казахстан не хотел вносить в ОТЛК свои активы. В итоге к марту главы акционеров утвердили базовые принципы новой модели, а 27 мая ее согласовал совет директоров ОТЛК.

В ходе встречи глав акционеров ОТЛК 29 марта подчеркивалось, что на первой стадии акционерам нужно достичь паритета в капитале, то есть вывести за контур ОТЛК Трансконтейнер и РЖД-Логистику. Затем должен быть и паритет в органах управления: по два представителя от акционера в совете директоров и правлении, по одному — в ревизионной комиссии. Акционеры договорились, что производственных активов у ОТЛК поначалу не будет. В проекте модели ОТЛК утверждены приоритетные маршруты Брест-Достык/Алтынколь и обратный, затем может добавиться Брест-Забайкальск/Наушки. За сервис ОТЛК берет согласованный акционерами единый тариф и привлекает дочерних операторов акционеров или сторонних операторов.

Минтранс РФ выступил против новой конструкции. Замминистра Алексей Цыденов направил письмо в аппарат правительства, сообщая, что работа ОТЛК в “легком” режиме “создает риски недостижения целей, поставленных на стадии создания” компании. Минтранс считает необходимым привлечение ОТЛК в управление подвижного состава (не менее 20% должно быть в собственности) и контроль над терминальными мощностями на станциях Брест и Достык.

В РЖД заявили, что общая с Казахстаном и Белоруссией позиция не поменялась. По словам представителя монополии, “ОТЛК и сейчас, по сути, оперирует как компания без активов, и довольно успешно”.

Новости по теме


Свежие новости