Новая-старая горячая точка в океане

Новости | Политика | Февраль 26, 2010, 11:17

Британские военные подтвердили факт контакта корабля Королевских ВМС с аргентинским военным кораблем в январе недалеко от территориальных вод спорных Фолклендских (Мальвинских) островов, сообщает в пятницу агентство Франс Пресс.

Газета Sun 25 февраля сообщила, что британский корабль York наблюдал за движением аргентинского боевого корабля Drummond в зоне, где британские компании ведут добычу углеводородов. York, по сведениям газеты, потребовал от Drummond изменить курс и покинуть зону.

Sun также написала, что в Южную Атлантику была послана подводная лодка, однако военные воздержались от комментариев по этому поводу, отметив, что структура и численность британских сил на островах остаются неизменными.

Представители министерства обороны Великобритании заявили, что имели место “дружественные радиопереговоры” двух кораблей.

“Мы можем подтвердить, что 28 января ночью при плохой погоде наш корабль York и аргентинский корабль действовали в одном районе”, – говорится в заявлении министерства.

“Встреча” произошла приблизительно в 80 километрах от территориальных вод спорных островов.

Отношения между Аргентиной и Великобританией резко обострились в последнее время после того, как Лондон объявил о начале буровых работ по добыче нефти в районе Фолклендских островов, несмотря на протесты аргентинской стороны.

В середине февраля власти Аргентины заявили о намерении взять под контроль морские транспортные сообщения и отправку грузов к Фолкендским (Мальвинскими) островам. Правительство, в частности, вмешалось в процесс погрузки труб на борт судна в порту Кампана, поскольку оно якобы получило доказательства использования труб в целях “нелегальной добычи нефти, осуществляемой Великобританией”.

В начале февраля министр иностранных дел Аргентины выступил с нотой протеста в связи с “намерением Великобритании начать работы по разведке и добыче углеводородов в зоне аргентинского континентального шельфа”.

По сообщениям британской прессы, компания Desire Petroleum в конце февраля должна начать бурение в 160 километрах к северу от архипелага.

Аргентина упрекает Лондон в неуважении к резолюциям ООН, предписывающим обеим сторонам вступить в переговоры по вопросу определения будущего архипелага и до этого воздержаться от любых односторонних проектов в акватории островов.

Двадцать третьего февраля главы государств и правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна на проходящем в Мексике саммите единодушно выразили поддержку Аргентине в ее праве суверенитета над Фолклендскими (Мальвинскими) островами.

Двадцать пятого февраля испанское информационное агентство EFE сообщило, что испано-аргентинская нефтегазовая компания Repsol YPF начнет в ноябре-декабре 2010 года разведку месторождений нефти в районе спорных Фолклендских (Мальвинских) островов.

В тот же день министр иностранных дел Аргентины Хорхе Тайана на встрече с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном попросил его стать посредником в конфликтной ситуации между Буэнос-Айресом и Лондоном.

Секретарь парламентского комитета по делам Фолклендских островов британского парламента Эндрю Росинделл в середине февраля заявил, что к любой попытке Аргентины оспорить суверенитет Великобритании над островами следует относиться очень серьезно, отметив при этом, что “всем прекрасно известно к чему попустительство Буэнос-Айресу привело в прошлый раз”. Парламентарий имел в виду разразившуюся между двумя странами в 1982 году войну за обладание островами.

Право суверенитета над Фолклендскими (или как их называют в Аргентине Мальвинскими) островами оспаривают Аргентина и Великобритания. Острова расположены в южной Атлантике, в 500 километрах от побережья Аргентины.

В 1982 году переживавшая экономический кризис и управлявшаяся военной хунтой во главе с Леопольдо Галтьери Аргентина попыталась захватить острова, которые Великобритания контролирует с 1833 года.

Второго апреля 1982 года аргентинские войска неожиданно высадились на Фолклендских (Мальвинских) островах и острове Южная Георгия и захватили их. Расположенное на островах малочисленное британское подразделение морской пехоты после непродолжительного сопротивления сложило оружие.

Великобритания в ответ направила в Южную Атлантику ударное соединение ВМС, в состав которого входил авианесущий крейсер Invincible, на котором находились истребители вертикального взлета и посадки Harrier. Проведение операций на огромном удалении от метрополии представляло значительные трудности. США облегчили задачу британцам, позволив им использовать свою базу на острове Вознесения в Центральной Атлантике.

С 1 мая британские стратегические бомбардировщики Vulcan начали наносить удары по Фолклендским (Мальвинским) островам. Второго мая подводная лодка Conqueror торпедировала и потопила аргентинский тяжелый крейсер General Belgrano, при этом погибло более 300 человек. Потопление крейсера, приведшее к почти половине аргентинских жертв в войне, вызвало осуждение в мире, так как Belgrano, бывший американский Phoenix, построенный еще до Второй мировой войны и переживший удар по Перл-Харбору, к 1982 году уже безнадежно устарел и не мог представлять никакой угрозы для британского флота.

Аргентина в ответ на приближение британского соединения к островам начала наносить по нему авиационные удары, которые продолжались почти до конца войны. Значительная удаленность аргентинских баз на материке от района боевых действий позволяла самолетам находиться в нем лишь небольшое количество времени. Кроме того, эксперты отмечали плохое техническое состояние аргентинских бомб, которые в большинстве случаев не взрывались (хотя даже неразорвавшиеся бомбы часто наносили серьезный ущерб кораблям). Тем не менее, аргентинские самолеты типов Skyhawk, Mirage и Super Etandard смогли нанести ощутимый ущерб британскому соединению. Было потоплено два эсминца, два фрегата, десантное судно и контейнеровоз, переоборудованный в авианесущий корабль, многие корабли получили повреждения разной степени тяжести. Особую угрозу для британцев представляли французские противокорабельные ракеты Expocet, которые запускались с большого расстояния самолетами Super Etandard. В одном случае ракета были запущена с береговой установки, при этом был поврежден британский эсминец Glamorgan. Именно этими ракетами были потоплены эсминец Sheffield и контейнеровоз Atlantic Conveyor. Впоследствии ракеты Exocet широко использовались Ираком в ходе так называемой “танкерной войны” в Персидском заливе во время ирано-иракской войны.

Британское корабельное ПВО и истребители Harrier нанесли значительный урон аргентинской авиации – за время войны было сбито более 60 самолетов и вертолетов. Аргентинцам так и не удалось потопить или повредить авианесущий крейсер Invincible, игравший ключевую роль в войне. Потеря этого корабля фактически означала бы поражение британского соединения, так как оно лишилось бы воздушного прикрытия истребителей Harrier, базировавшихся на корабле.

В двадцатых числах мая британские войска высадились в заливе Сан-Карлос на островах. После этого они начали продвижение с боями к столице островов городу Порт-Стэнли. К 14 июня британцы смогли сломить сопротивление аргентинцев и принудить их к капитуляции, что фактически привело к завершению войны.

Конфликт унес жизни 649 военнослужащих с аргентинской стороны и 255 – с британской. Британцы одержали победу и продолжают удерживать острова под своим контролем.

В Великобритании триумф в войне значительно укрепил позиции премьер-министра Маргарет Тэтчер.

В Аргентине последствием поражения в войне стал сильнейший удар по престижу военной хунты, что в конечном счете привело к ее скорому падению и восстановлению демократии в стране в середине 1980-х годов.

Аргентина и Великобритания возобновили дипломатические отношения в 1990 году, но Буэнос-Айрес продолжает считать острова своими. Аргентинская сторона заявляла, что не будет вновь применять силу для разрешения конфликта.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости