Возрождаем судостроение?
26 февраля глава Минпромэнерго Виктор Христенко подписал приказ “О развитии производственных мощностей в судостроительной промышленности”. Директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев пояснил Ъ, что документ подразумевает сбор предложений о разработке ТЭО проектов глубокой модернизации или строительства в России верфей, способных строить крупнотоннажные гражданские суда (дедвейтом 100-150 тыс. т), и морских платформ для работы на шельфе. По его словам, будут рассматриваться предложения о создании современных судостроительных комплексов на севере, западе и Дальнем Востоке России. Сейчас российские верфи не могут строить суда дедвейтом свыше 70 тыс. т и шириной более 36 м. “Предложения будут приниматься до 15 марта, до конца марта Минпромэнерго их проанализирует,– говорит господин Коптев.– Будет выбрана очередность строительства верфей, проекты предполагается реализовать через механизм частно-государственного партнерства”. По словам чиновника, ранее ряд верфей представили проекты модернизации своих производственных мощностей, в том числе за счет строительства крупных сухих доков. Это ФГУП “Севмашпредприятие”, ФГУП “Звездочка” (оба – Северодвинск, Архангельская область) и ФГУП “Адмиралтейские верфи” (Санкт-Петербург). Однако самая острая борьба развернется между проектами на северо-западе. По словам господина Коптева, на рассмотрении в Минпромэнерго уже находятся предварительные проработки по созданию новой верфи, способной строить суда дедвейтом 100-150 тыс. т в районе Приморска (Ленинградская область). “Проект поддержан губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым и получил санкцию президента Владимира Путина на проработку”,– подчеркнул Юрий Коптев, уточнив, что ТЭО проекта еще нет.
Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас подтвердил Ъ эту информацию. “В год будущая верфь сможет выпускать три-шесть судов, в первую очередь речь идет о танкерном флоте. Был выбран Приморск, так как глубины места, где расположен Выборгский судостроительный завод, не позволяют там строить крупнотоннажные суда”,– пояснил чиновник. По его словам, этот проект – “результат совместной работы инвесторов с властями региона”. Назвать инвесторов господин Двас отказался. Два собеседника Ъ в правительстве РФ утверждают, что инициатором проекта являются структуры, близкие к банку “Россия”, подконтрольному близкому другу Владимира Путина Юрию Ковальчуку. В 2006 году 53% акций ОАО “Выборгский судостроительный завод” выкупили три физических лица, близких к акционерам банка “Россия”. В самом банке вчера от комментариев отказались.
Однако есть и конкурирующий проект. По словам Ильи Вайсмана, главного специалиста ЦНИИ технологии судостроения, ведущего российского проектанта верфей, на Балтийском море сухой док для строительства крупнотоннажных судов можно построить на “Северной верфи”, принадлежащей Межпромбанку. В Объединенной промышленной корпорации (структура банка) Ъ вчера сообщили, что намерены бороться за реализацию проекта модернизации “Северной верфи”, которая бы позволила строить суда дедвейтом от 150 тыс. до 300 тыс. т. Инвестиции в строительство новой верфи оцениваются в $1 млрд. При этом участники рынка и отраслевые эксперты считают перспективы окупаемости проекта неоднозначными. “Чтобы проект окупился, необходима загрузка заказами, а для этого нужно создать такие экономические условия, чтобы строительство судов в России было выгодно для отечественных заказчиков”,– говорит Илья Вайсман. Сейчас, по данным Минпромэнерго, доля отечественных судостроителей в объеме заказов российских судовладельцев не более 5% (до 1 млрд руб. в год). Ежегодный объем заказов российских пароходств за рубежом (в основном в Южной Корее и Японии) – $1 млрд.
www.infranews.ru: Обсуждать, что-либо из программы правительства по судостроению – нет необходимости. В России, можно найти место – но нельзя найти рук. Можно найти деньги, но нельзя найти заказчиков. Можно найти руки – но их совсем не много. И так далее. Нет глубин, заказчиков, технологий, прозрачности в отрасли, не будет нормального финансирования без распилов.
И кстати – Россия за два последних года спустилась с 10 на 16 место в рейтинге мировых судостроителей. Если года полтора назад на стапелях в стране было более 1 млн. dwt, то сегодня меньше 0,9 млн. dwt.
Сравнивать с кем-либо из первой десятки – Россию стыдно! Но ведь и США не стыдно жить на этом месте, и владычице морей Великобритании, которой нет и в двадцатке. Колониальная еще недавно Франция отсутствует. И при этом все неплохо себя чувствуют!
единиц dwt. Южная Корея 1 430 108 821 227 Япония 1 284 90 269 345 Китай 1 471 77 102 993 Филиппины 80 4 325 460 ФРГ 183 4 012 098 Тайвань 55 2 935 870 Вьетнам 123 2 649 549 Хорватия 55 2 600 283 Турция 205 2 197 207 Польша 64 1 904 826 Румыния 50 1 576 937 Дания 11 1 451 000 США 28 1 026 750 Нидерланды 160 923 480 Индия 60 884 792 Россия 45 874 213 Украина 47 714 669 Испания 52 523 355 Иран 14 505 810 Индонезия 24 494 259 Болгария 28 296 798
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
Свежие новости
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
MSC хочет купить третью по величине судоходную компанию, специализирующуюся на перевозке автомобилей
Согласно заявлению, крупнейшие акционеры GCC, владеющие почти 55% акций, уже согласились принять предложение MSC
-
Электронная очередь в пунктах пропуска через госграницу РФ: разбираем принципы работы и рассматриваем результаты
Начинается цикл семинаров по работе с системой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу РФ (СРВ)
-
Чистая прибыль FESCO по МСФО в 2023 году снизилась на 4% до 37,9 млрд руб.
Чистая прибыль транспортной группы FESCO (ПАО «ДВМП») по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2023 году снизилась на 4% относительно предыдущего года и составила 37,9 млрд руб. Выручка FESCO в 2023 году выросла на 6% относительно предыдущего года и составила 172 млрд руб.
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами