Опять приходится менять прогнозы по всей внешней торговле
В январе 2009 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в федеральный бюджет на 28% меньше, чем в январе 2008 года,— 196,7 млрд руб., что номинально соответствует перечислениям января 2007 года. Опубликованные вчера данные ФТС о платежах свидетельствуют о существенном ускорении сокращения внешнеторгового оборота товаров в январе 2009 года (данные ФТС, в отличие от данных ЦБ и Минэкономики, не включают внешнюю торговлю услугами.— “Ъ”). В ноябре 2008 года, при росте таможенных поступлений в бюджет на 4% в годовом выражении, торговый оборот, по данным ФТС, сократился на 13% (импорт — на 6%, а экспорт — на 17%).
Ноябрьские данные 2008 года в большей степени отражают снижение спроса на товары российского экспорта и в меньшей — эффект девальвации рубля, который служит росту стоимости импорта и, соответственно, снижению спроса на него. Уже в декабре 2008 года, несмотря на то что сезонный спрос на импорт велик, по данным Росстата, импорт товаров и услуг сократился на 3,8%, а экспорт — на 16,7% при общем сокращении товарооборота. Сальдо по торговле услугами в РФ традиционно отрицательно. Банк России вчера опубликовал данные о балансе услуг на осень 2008 года, по третьему кварталу он составил минус $7,08 млрд, незначительно увеличившись за квартал. Исходя из данных ФТС, в декабре 2008 года внешнеторговый оборот товаров, по оценке “Коммерсанта”, сократился на 20%. Учитывая, что в декабре 2008 года сокращение таможенных платежей в годовом выражении составило всего 2% по сравнению с сокращением на 28% в январе 2009 года, то годовое сокращение внешнего товарооборота в январе 2009 года могло составить существенно больше 20% — исходя из ноябрьских и декабрьских соотношений, почти фантастический 41%.
У резкого падения доходов, администрируемых ФТС, в январе 2009 года оказалось слишком много составляющих, чтобы спад в поступлениях не был столь высок. В сборах отразились одновременно и сокращения от экспортных пошлин на нефть в предыдущие периоды, и снижение объемов экспорта газа в Евросоюз из-за российско-украинского газового конфликта, и последствия девальвационного шока декабря 2008 года, и кредитный кризис, все сильнее задевающий импортеров, и обвал в металлургии, и сокращение экспорта машиностроения. Позитивных для оборота внешней торговли факторов просто не было, данные января 2009 года будут, вероятно, наихудшими по динамике с конца 1998 года.
Сам по себе экспорт нефти внес в падение сборов ФТС решающий вклад — поскольку исполнение нефтяных контрактов идет с определенной задержкой, в январских данных отразилась часть падения доходов от экспорта нефти в ноябре—декабре 2008 года.
По данным ЦДУ ТЭК, в январе экспорт в дальнее зарубежье составил 17,5 млн тонн (4,14 млн баррелей в сутки), экспорт нефти в страны СНГ снизился на 3,1% — до 2,75 млн тонн.
Еще одна составляющая провала таможни — снижение добычи и экспорта газа. Пока известны лишь косвенные данные: добыча РФ газа, по данным ЦДУ ТЭК, сократилась в январе 2009 года по отношению к январю 2008 года на 6,5 млрд кубометров (11,4%) — с 61,2 млрд до 54,7 млрд. При этом все сокращение производства газа в начале 2009 года обеспечено “Газпромом”
Отдельная составляющая происходящего — девальвационный шок. Напомним, до декабря 2008 года большинство импортеров не заявляло о сворачивании импорта — платежеспособный спрос на импортные товары при относительно стабильном рубле еще не успел сократиться, а риски девальвации заставляли их быть даже активнее в продажах. В декабре—январе риски девальвации проявили себя в полной мере: скорее всего, именно в первый месяц 2009 года ФТС отчитается о рекордном снижении объемов импорта. Наконец, на импортеров, помимо рисков девальвации, действовали в декабре—январе те же факторы, что и на всю экономику — в первую очередь проблемы с кредитами и высокие ставки по ним. Эти факторы будут даже в большем объеме действовать и в феврале—марте 2009 года вне зависимости от ситуации на валютном рынке. При этом девальвационный шок отразится как на объемах импорта, так и на экспорте — очевидно, что многие компании затормозили и экспорт в январе 2009 года из-за курсовой неопределенности.
Наконец, немалую долю в проблемы ФТС внесло правительство протекционистскими мерами. По предварительным данным ФТС, опубликованным Минэкономики в прошлую пятницу, повышение таможенных пошлин на автомобили, вызвавшее в декабре-январе протестные митинги в Приморье, уже привело к ощутимому снижению импорта (за неделю с 12 января – на 28%), но не смогла поддержать экспорта – он, в свою очередь, также начал падать, за первую неделю с момента введения новой пошлины – на 16%. И это лишь одна из составляющих искусственного снижения импорта.
Коммерсант
Новости по теме
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
Свежие новости
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями