Труба с последствиями – как строят ВСТО

Новости | Политика | Декабрь 28, 2007, 11:36

Российская трубопроводная монополия Транснефть ставит вопрос о переносе ввода в эксплуатацию первого этапа нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан минимум на 9 месяцев до третьего квартала 2009 года, но обещает перенаправить потоки нефти, которые российские компании начнут добывать в Восточной Сибири уже в следующем году, на западные направления, сказал президент компании Николай Токарев.

Как сообщает пресс-служба администрации Приморского края ОАО АК “Транснефть” зарегистрировало ООО “Спецморнефтепорт Козьмино” (Находка), для работы по созданию морского терминала на побережье Японского моря. В настоящее время завершается работа по созданию технико-экономического обоснования “Спецморнефтепорта Козьмино”. В ближайшее время предприятию будут переданы земельные участки для осуществления проектно-изыскательских и строительных работ. Сейчас на акватории бухты ведутся морские изыскания, которые проводит дальневосточный филиал научно-исследовательского проектного института “ИнжГео”.

Согласно утвержденному ранее графику, Транснефть должна была ввести в строй первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) в конце 2008 года.

Однако новое руководство компании во главе с Николаем Токаревым, который в октябре сменил на этом посту предыдущего президента Семена Вайнштока, говорит, что Транснефть вынуждена просить Министерство промышленности и энергетики РФ отложить запуск из-за срыва большей части работ генеральными подрядчиками.

“Сценарий уже один – это перенос на вторую половину, скорее всего, третий квартал 2009 года… Я не знаю, чем руководствовались люди, которые делали по сути безответственные заявления о том, что ВСТО можно закончить в 2008 году. Даже теоретически это сделать до конца 2008 года невозможно”, – сказал Токарев в интервью Рейтер.

“Дело в том, что прошло уже две трети срока, который декларировался под строительство первого этапа ВСТО, но сегодня выполнено только 20% с небольшим  по строительству насосных станций и 41% линейной части”, – добавил он.

Строительство первой очереди нефтепровода от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской области недалеко от границы с Китаем ведут два генеральных подрядчика – Краснодарстройтрансгаз и Стройсистема. Основные проблемы, по словам Токарева, у Транснефти возникли с Краснодарстройтрансгазом, который до недавнего времени выполнял только 25% суточной нормы работ.

“Несмотря на то, что оба подрядчика прошли сертификацию на соответствие требованиям Транснефти, тем не менее, по существу они оба оказались несостоятельными и на сегодняшний день Краснодарстройтрансгаз провалил все, что только можно провалить, – по срокам, по объемам работ, по количеству дефектов, которые остались после них”, – сказал Токарев.

Причина, по мнению Токарева, заключается в плохой организации работ и неправильном подборе техники и кадров, в том числе привлечение Краснодарстройтрансгазом 1800 недостаточно квалифицированных, но выгодных с экономической точки зрения китайских рабочих.

“В Сибирь приехали люди, которые не имеют представления о том, как строят нефтепроводы в этих условиях. Организация работ никудышная. Тяжелая техника вся в южном исполнении, без кабин, не предназначенная для работы в таких суровых климатических условиях – не заводится в сильные морозы, на ветру бульдозерист не может находиться больше 30-40 минут, ему нужно бросать работу и греться”.

Транснефть уверяет, что предпримет все необходимые меры, чтобы достроить стратегический для России первый нефтепровод в азиатском направлении, не меняя генподрядчиков, но будет самостоятельно подбирать и оплачивать работу субподрядчиков, степень зависимости которых от генподрядчиков будет минимальной.

“Уже вышел на трассу Стройтрансгаз, в ближайшее время завершатся переговоры с компанией Прометей, завершаются переговоры с рядом других компаний, которые реально построят эту трубу”, – сказал Токарев.

“Мы видим, что ситуацию можно исправить, понимаем, как это можно сделать. Единственная проблема остается – время”, – добавил он.

Токарев, ранее возглавлявший государственную Зарубежнефть, пришел на смену Вайнштоку, который был главой монополии в течение семи лет и в этом году был назначен главой Олимпийской корпорации. Корпорация будет руководить подготовкой и строительством объектов к Олимпийским Играм в Сочи в 2014 году.

БЮДЖЕТ РАСТИ НЕ БУДЕТ

По словам Токарева, перенос сроков пуска ВСТО не повлияет на стоимость проекта, который в настоящее время оценивается в 303 миллиарда рублей без учета строительства нефтеналивного терминала в поселке Козьмино на побережье Тихого океана. Строительство терминала обойдется компании, по настоящим оценкам, еще в 43 миллиарда рублей.

Стоимость проекта, одного из самых масштабных за всю истории компании, уже поднялась почти в два раза – с первоначальных $6 миллиардов до $12,3 миллиарда. Вайншток объяснял удорожание проекта ростом цен на сталь и услуги.

Токарев сказал, что 15 января комиссия Счетной палаты начнет проверку Транснефти и основной задачей этой инспекции будет проверка бюджета ВСТО.

Проект ВСТО должен обеспечить России выполнение намеченной президентом Владимиром Путиным стратегической задачи переориентировать нефтяные потоки с традиционных западных направлений в сторону стремительно развивающихся азиатских рынков.

Кроме того, этот трубопровод должен подстегнуть разработку нефтяных месторождений малоосвоенной Восточной Сибири, куда, как ожидается, должен сместиться центр российской нефтедобычи из постепенно истощающейся Западной Сибири.

Российские нефтяные компании, такие как Роснефть , ТНК-ВР и Сургутнефтегаз , откликнулись на призывы правительства и пообещали к довести добычу на своих восточносибирских месторождениях до необходимого уровня в 30 миллионов тонн в год к первому дедлайну для пуска ВСТО.

Основной объем – 25 млн.т. – пообещала Роснефть, которая разрабатывает крупнейшее в регионе Ванкорское месторождение. Сургут планирует добывать к концу следующего года 2 млн.т. на Талаканском месторождении и планирует увеличить объемы добычи до 7 миллионов тонн в будущем. Еще 4 млн.т. обещает поставлять ТНК-ВР с Верхнечонского месторождения.

Эти объемы не останутся невостребованными, говорит Токарев.

“Есть разные схемы, как перераспределить западное и восточное направления”, – сказал он, уточнив, что у Транснефти есть резервы мощности по прокачке в направлении Новороссийска, а в будущем дополнительные объемы понадобятся для новой ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), в направлении Приморска.

Согласно существующей в настоящее время концепции, только половина всей нефти из ВСТО – 15 млн.т. – пойдет в Китай. Еще 15 млн.т. планируется направлять по железной дороге на терминал в Козьмино для последующего экспорта в Японию и Южную Корею.

Но эти пропорции могут быть изменены после того, как Роснефть завершит переговоры с китайскими потребителями, сказал Токарев.

“В настоящий момент согласовываются коммерческие условия транспортировки на китайскую территорию. Могут быть существенные изменения по результатам переговоров с Роснефтью, потому что речь идет о цене, о тарифах”, – сказал он.

ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ БУДЕТ

После того, как будет построена первая очередь ВСТО, Россия планирует продлить нефтепровод от Сковородино до Тихого океана и увеличить его мощность до 50 млн.т.

Российские чиновники неоднократно говорили, что вопрос о целесообразности строительства второй очереди будет зависеть от того, найдут ли компании достаточно нефти в Восточной Сибири. Заместитель министра энергетики Андрей Дементьев говорил летом, что пуск второй очереди ВСТО может состояться не раньше 2015-2017 годов.

Однако Транснефть говорит уверенно, что вторая очередь будет построена, и, возможно, в более сжатые сроки. “На совете директоров на этой неделе мы однозначно приняли решение о том, что как только будет разрезаны ленточки в Сковородино и Козьмино и будут запущены терминалы, сразу же, на следующий день начинается реализация второго этапа”, – сказал он.

“Есть свежие идеи и предложения о том, как сделать проект ВСТО более правильно, более по-хозяйски подойти к теме его строительства. Мы должны представить их в государственных инстанциях, и если мы сможем убедить в целесообразности этого подхода, если идеи будут приняты, они позволят сэкономить время деньги и ввести всю трубу в более короткие сроки”, – добавил он.

 

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости