У “Hабукко” пока меньше шансов на жизнь, чем у “Южного потока” из PФ
Поддержанный Кремлем проект трубопровода “Южный поток” для поставок российского газа в ЕС пока выглядит более осуществимым, чем альтернативный “Набукко”, на который возлагают надежды европейские политики, говорят исследователи.
Оба проекта сопряжены с многочисленными трудностями и могут так и не сдвинуться со стадии разработки. Однако для участников оцениваемого в $6 миллиардов “Набукко” главный вопрос – гарантии заполнения трубы газом с Каспия и Ближнего Востока.
“За (проектом) “Набукко” стоит фантастическое политическая желание, но пока – нет действительности”, – говорит Джонатан Стерн из Оксфордского института энергетических исследований.
“Ключевая проблема с “Набукко” состоит в том, что у него есть политическая поддержка, но нет поставок, для того чтобы заполнить девять миллиардов кубометров первой очереди”, – считает независимый энергетический обозреватель Дерек Брауэр.
Проект газопровода, пропускная способность которого должна составить 31 миллиард кубометров в год – ключевой пункт в стратегии Евросоюза, направленной на диверсификацию газовых поставок для уменьшения зависимости от России.
ЕС стремится найти новых поставщиков газа после того, как Москва в прошлом году приостановила поставки газа на Украину из-за политических разногласий с Киевом, что привело к перебоям в транзитных поставках в Европу.
Сейчас поставки из РФ покрывают четверть потребности Евросоюза в газе.
В качестве потенциальных поставщиков газа для 3.300-километрового “Набукко”, который должен пройти через Турцию и Балканы в Австрию, упоминались Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран, Египет и даже Ирак.
Однако пока пять стран-участников консорциума (Турция, Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия) не дали гарантированных поставок, а без этого им будет сложно привлечь финансирование, считают аналитики.
“Банки есть банки, и должен быть газ”, – говорит Брауэр.
ПО ДНУ, ДОРОГО
“Южный поток”, соглашение о строительстве которого подписали российский газоэкспортный монополист Газпром и итальянская Eni , должен пролегать на большой глубине по дну Черного моря. Проект может оказаться слишком дорогостоящим, полагают некоторые аналитики, считая, что стоимость может превысить $14 миллиардов.
“Проложить трубу через Черное море – непростое дело: необходимо преодолеть толщу воды на глубине 2.200 метров (на протяжении) 900 километров. Так что необходимы доказательства, что это осуществимо”, – сказал источник в отрасли.
Однако мало кто не сомневается в решимости Газпрома к гигантским проектам, учитывая, что выходящий на сушу в Болгарии “Южный поток” поможет сократить зависимость от транзитных стран, таких как Украина, Белоруссия и Турция. По мнению экспертов, если Евросоюз хочет реализовать проект строительства “Набукко” и обойти Россию, ему необходимо предоставить проекту финансирование, а не только политическую поддержку. “Набукко” казался бы реалистичным, если бы Евросоюз – учитывая, какое грандиозное предприятие он из этого делает, – пошел бы дальше и предоставил бы несколько миллиардов евро в качестве финансирования”, – говорит Стерн.
“Однако Евросоюз никогда не делал этого раньше, и не думаю, что сделает теперь”.
АЛЬЯНС РФ, КАЗАХСТАНА И ТУРКМЕНИИ
Потребность Европы в энергоносителя будет расти, и участники газовых проектов стали рассматривать масштабные и относительно мало освоенные месторождения на Ближнем Востоке и в Каспийском регионе.
Азербайджан подписал с акционерами “Набукко” соглашения об экспорте газа, но у него недостаточно ресурсов, чтобы стартовала первая очередь, говорят аналитики. “Вот почему (Европе) приходится обращаться к другим каспийским странам”, – говорит Сохбет Карпуз, аналитик одного из энергетических консалтинговых агентств.
Однако доступ Запада к газу в Казахстане и Туркмении может оказаться под угрозой, если Москве удастся проект, усиливающий их зависимость от поставок в российском направлении. Проект расширения газопровода, по которому туркменский газ сейчас поставляется в Россию, предполагает увеличение пропускной мощности до 10 миллиардов кубометров в год и дает РФ значительное преимущество над Европой в Центральной Азии – инфраструктуру.
Пытаясь решить проблему поиска западного маршрута для центральноазиатского газа, США предоставили Азербайджану $1,7 миллиона для подготовки ТЭО проекта Транскаспийского газопровода между Азербайджаном и Туркменией.
Проект, предложенный почти десять лет назад, был впоследствии заморожен из-за разногласий между двумя странами по поводу того, кому из них принадлежат каспийские запасы. Иран, по мнению аналитиков, также является маловероятным претендентом на роль поставщика газа для “Набукко”, во многом из-за недостаточно развитой инфраструктуры.
Кроме того, препятствиями являются дипломатическая напряженность вокруг Ирана из-за отказа Тегерана заморозить свою ядерную программу и сопротивление США любым планам, предполагающим поставки иранского газа.
Новости по теме
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну