Нескладушки Тимченко: Volga Group вместе с СДС построят угольный терминал

Компании | Логистика | Море | Новости | Февраль 14, 2014, 0:44

Краткий обзор прессы относительно сделки между Volga Group Геннадия Тимченко и группой компаний СДС показывает, что вся информация крайне противоречива.

Начиная с объекта покупки. “Ведомости” пишут о приобретении долей в ООО “Суходол”, а “Коммерсант” сообщает о покупке 50% акций ООО “Морской порт Суходол” – тут “Коммерсант” ближе к истине по сути, поскольку по данным “Картотеки” ООО “Суходол” уже не существует.

В отношении угольных проектов “Колмара” обе ведущие газеты солидарны. Дочка основного угольного актива Volga Group – компания “Сахатранс” строит в бухте Мучка под Ванино терминал на 6 млн. т. (2017г) и на 20-24 млн. т. второй очереди (2021г). Однако “Ведомости” дополнительно сообщают, что сам “Колмар” начал стройку в Ванино угольного терминала. Здесь, видимо, происходит путаница с географией – поскольку бухта Мучка входит в городское образование Ванино, а “Ведомости” об этом не знают.

“Коммерсант” пишет, что суммарные инвестиции в будущий терминал “Суходол” оцениваются в 18 млрд. руб. и будут еще повышены, поскольку это сметная стоимость на 2012г.

Аналогичный терминал в бухте Мучка (сегодняшняя мощность 15 млн. т.), построенный 4 года назад СУЭКом, обошелся ВЭБу и СУЭКу в 200 млн. долларов. При этом терминал в Мучке, который планирует строить Сахатранс на 10 млн. т. (по версии Коммерсанта), обойдется в 25 млрд. руб., или 800 млн. долларов по курсу на конец 2013г.

Терминал в Мучке рассчитан на собственную добычу Колмара. Терминал в бухте Суходол будет “общественным” или, как пишет “Коммерсант”, там будет происходить перевалка угля СДС и других малых угольных компаний (тут конечно стиль – ибо СДС это одно, а “малые компании” – совсем другое).

Следует отметить, что общий оборот угля на экспорт, по данным ФТС, вырос на 6,5% – до 138,985 млн. т. со 130,408 млн. т. По данным Министерства энергетики, добыча угля в РФ в 2013г. снизилась на 0,8% – до 352,1 млн. т. против 354,9 млн. т. в 2012г.

Динамика перевалки в портах России и ближнего зарубежья российского угля показывает рост почти на 5%, до 115,8 млн. т., остальной экспорт, более 20 млн. т., – по железной дороге в Казахстан и Европу.

При этом динамика роста экспорта в прошлые годы была лучше, чем в 2013г. Так, в 10-11 году экспорт в целом вырос на 12%, а экспорт через порты на 13%, до 98 млн. т., в 11-12 годах экспорт вырос 11%, а экспорт через порты – на 12%, до 110 млн. т. Таким образом, в случае улучшения конъюнктуры в будущем, рост, вероятно, будет на уровне 10%, а при сохранении сегодняшнего уровня спроса на мировых рынках – не выше 7%. В результате можно предположить, что оборот угля в портах в экспортном направлении вырастет к 2020 году до 185 млн. т.

Учитывая, что по данным АСОП, сегодня в портах России и ближнего зарубежья практически нет свободных мощностей – загрузка почти 87%, то, вероятно, ситуация требует новых терминалов. Однако сумма всех заявленных проектов и расширений действующих терминалов достигает более 100 млн. т., а с учетом планов Volga Group – почти 130 млн. т. мощностей.

Поскольку проект дороже аналогов, то эффективность – вопрос скорее времени, чем управления и загрузки. Однако вопросы загрузки, скорее всего, будут решаться до 2025 г.

В итоге, Тимченко всех фронтит – кто построит-не построит ему не важно. Важно, что Гунвор потом будет трейдерить и фронтить угольщиков и будет иметь доходность на пустом месте за счет административного ресурса. Поскольку, вероятно, как и в случае с усть-лужскими терминалами, кредитором будут госбанки. А это и означает полную безрисковость ситуации. Потому что, как и в случае с Усть-Лугой, берется в 2-3 раза больше денег, чем надо, строится то, что надо. Отбивка происходит за счет того, что 2\3 денег продолжают работать на каком-нибудь среднерисковом рынке, а не внутри оговоренного контракта.

Новости по теме


Свежие новости