Борьба с фиктивным импортом продолжается
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что в 2012 г. объемы вывода капитала за рубеж по сомнительным основаниям составили $39 млрд., а за девять месяцев текущего года — $22 млрд. При этом от общей суммы за 2012-2013 гг. через страны Таможенного союза было выведено порядка $47 млрд. В 2012 году через “союзные схемы” было выведено порядка $25 млрд. По оценкам ЦБ, озвученных ранее, в 2012 г. через Белоруссию было выведено $15 млрд., через Казахстан – $10 млрд. Отмечается, что в пересчете на ежемесячный отток в 2013 г. ситуация ухудшилась, по сравнению с предыдущим годом. Отметим, что если помножить это на процент за вывод, то получается, что кроме контрабандистов, которые всегда в шоколаде, еще и банкиры за год могли поднять миллиард долларов.
Вывод капитала осуществляется за счет так называемых союзных схем, предполагающих фиктивный импорт: российские компании оплачивают якобы поставки товаров из стран ТС на счета третьих лиц, которые находятся в других юрисдикциях. Учитывая, что по договору стран ТС порядок оформления сделок носит упрощенный характер без использования грузовых таможенных деклараций, то контролировать реальность поставок становится затруднительно.
Данная проблема впервые была озвучена ЦБ еще в 2010 г. Тогда предлагалось проверять достоверность оформляемых ТТН по базе данных расчетного центра Национального банка Белоруссии. Позже было предложено учитывать информацию о банкротстве белорусских компаний-грузоотправителей. В конце прошлого года активно развиваться казахстанские схемы. В 2013 г. от банков требовалось проверять достоверность данных о клиентах и их контрагентах в открытых источниках и передавать их в ЦБ, сообщать в Росфинмонторинг о таких операциях и т.д. А в августе от банков потребовали отказывать клиентам в проведении подобных операций.
Некоторые участники рынка ожидают, что в следующем году позитивной динамики по данному вопросу – поправки к антиотмывочному закону были приняты летом и необходимо время, чтобы банки начали правильно использовать предусмотренные законом новые инструменты. Кроме того, в Росфинмониторинге сообщили о разработанных совместно с ФТС, ЦБ, Белоруссией и Казахстаном предложениях, направленных на минимизацию этих схем. Данный механизм должен начать реализовываться в следующем году.
Новости по теме
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее