НМТП разместило облигации – вопросы к стратегии остались
Сегодня, когда Новороссийский морской торговый порт завершил размещение еврооблигаций, на $300 млн., под хорошие 7% годовых, стоит задаться вопросом, а что же такого написано в информационном меморандуме. Меморандуме, который демонстрировали инвесторам во время road-show.
Написано много: 157 страниц информации от НМТП и еще аудиторский отчет, и прочие приложения.
Интересное отношение к конкурентам. К примеру, Дальневосточные порты в принципе не рассматриваются в Меморандуме, как конкуренты. Порты финского залива только как конкуренты в обработке контейнеров. Мало того, российские моры на Азовском море, украинские Черноморские порты в принципе не рассматриваются как конкуренты. Или им отводится некая второстепенная роль.
Оправдан ли такой подход? Отчасти да. Но, к примеру, Дальний восток серьезный конкурент НМТП и в контейнерном, и в навалочном бизнесе. Для перевалки металлов, леса и многих других грузов грузовладельцы также пока выбирают Дальний восток. А появится там нефтепровод, так он будет не меньшим конкурентом Шесхарису, чем уже обогнавший Новороссийск Приморск.
Про контейнеры и говорить не приходится. Пока в планах, изложенных в меморандуме указаны 300 тыс. TEU для Новорослесэкпорта. Но, во-первых, имеется серьезная конкуренция за объемы в самом Новороссийске, а в сравнении с другими регионами, контейнерная перевалка Компании – это ничто. Впрочем, и от любого отдельно взятого терминала Украины, мощности НМТП отстают в 5-6 раз.
Очень серьезный упор в Меморандуме делается на сотрудничество с железной дорогой. Возможно, инвесторам в финансовых мировых центрах не известно, чем такое сотрудничество может закончиться. В современной российской истории за каждым подписанием неких денежных или инвестиционных соглашений с работающим портом следовал какой-нибудь скандал и массированная атака РЖД на контрагента. На том все и заканчивалось.
Впрочем, отнесение к конкурентным преимуществам нахождение на пути коридоров Север-ЮГ (в тексте Меморандума он скромно поименован коридором Хельсинки-Новороссийск) и коридора TRACECA, может вызвать еще более широкую улыбку, чем сотрудничество с РЖД. Надеяться на наполнение подобных коридоров каким-либо грузом могут только оптимисты, но не реалисты.
По поводу оптимизма. В тексте, к примеру, встречается упоминание танкеров на 250 тыс. dwt., которые могут обрабатываться на Шесхарисе. Надо ли напоминать, что такие громадины Босфор не пройдут, а использование их в качестве шатлов на будущий сливной нефтепорт в Бургасе будет неэффективно.
Вообще Меморандум вносит несколько новых идей в понимание эффективности. Дважды упоминается, что морской маршрут из ЮВА в Россию через Новороссийск короче чем через Гамбург-Петербург на 8 суток. Такие акценты лишний раз указывают на то, что авторы Меморандума не понимают сути современных грузоперевозок. Груз не должен прийти быстрее или медленнее – он должен прийти по расписанию и желательно дешевле. Но если НМТП, вслед за РЖД повторяет мантру о скорости грузопотока – стоит оглянутся на главное достижение РЖД – сворачивание грузопотока по Транссибу, который как известно еще короче чем путь ЮВА-Гамбург-Петербург. Короче на 13 – 18 суток. И что, помогло им это?
Последнее. Не очень понятна все-таки стратегия Группы НМТП. Контейнеры по-прежнему будут жить рядом с пиломатериалами в НЛЭ, весь брейк-балк на площадях НМТП и т.д. Но размаха, соответствующего сумме вложений в $700 млн. в меморандуме не замечено.
И кстати. В рисках Меморандума не указана вероятность попыток государства отобрать Шесхарис. Ведь главная компания на нефтерайоне – Черномортранснефть. Она обеспечивает хранение, охрану, работает с клиентами и даже собирает тариф. Вероятность того, что головная Транснефть столкнувшись с дефицитом средств на строительство ВСТО, предложит руководству страны рассмотреть вопрос по существу – есть. И о ней не надо забывать.
Новости по теме
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну