Очерк “Дефицит инфраструктуры: ожидание коллапса” Ф. Хусаинова
Железная дорога | Логистика | Новости | Август 11, 2013, 22:34
Доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения, к.э.н. Фарид Хусаинов представил очерк «Дефицит инфраструктуры: ожидание коллапса», входящий в цикл «Советские железные дороги: очерки экономической истории».
Так, согласно работе Хусаинова, дефицит инфраструктуры, с которым сталкивается железнодорожный транспорт сегодня, начался еще в конце 70-х годов. Как писал В.И.Селюнин в 1981 г., в довоенные пятилетки на развитие железных дорог уходило от 10,2 до 10,7% всех капитальных вложений. В 1946-1950 гг. этот показатель сократился до 7,7%, а к девятой пятилетке (1971—1975) – до 2,6%. За 34 послевоенных года железные дороги получили 57,3 млрд. руб. – примерно столько же, сколько сельское хозяйство за 1980-1981 гг. Селюнин отмечал, что при этом за 1866–1875 гг. в среднем за год железнодорожная сеть прирастала на 1520 км, а за 1976-1980 – на 700 км. Аналогичные данные представлены и в Экономическом справочнике железнодорожника, приведенные ниже в таблице.
По словам бывшего начальника Приволжской железной дороги, министра путей сообщения СССР И.Г. Павловского, в начале 1970-х гг., когда инвестиции в железные дороги сократились до 2%, нарастали объёмы перевозок, а пропускные способности дорог были чрезвычайно загружены. Он отметил, что из-за ликвидации Совнархозов стали возрастать излишне дальние, нерациональные перевозки. Также повлияла «холодная война», в условиях которой увеличивались воинские перевозки, обеспечивающиеся вне очереди. Возможности чисто технологических решений без радикального увеличения пропускных способностей инфраструктуры были быстро исчерпаны.
Как указывал Павловский, на развитие и оснащение железных дорог выделялось втрое меньше средств, чем требовалось. Объем поставок грузовых вагонов упал в девятой пятилетке с 75 тыс. до 55–60 тыс. К концу 80-х доля устаревших грузовых вагонов составляла около 30%, электропоездов – 40%, тепловозов – 50%, электровозов – 25%. С 1975 по 1990 год полностью игнорировались научные обоснования необходимости наращивания пропускной способности железных дорог и развития транспортного машиностроения.
К 1981 г. 80 тыс. км. сети эксплуатировалось с превышением допустимого уровня загрузки. В то время Селюнин писал, что с 1970 до 1979 года насыщенность станционных путей увеличилась на 35%. Касаясь вопроса неразвивающейся станционной инфраструктуры, И.В. Белов и В.А. Персианов в 1987 г. писали, что за последние 10 лет объём работы сортировочных станций вырос на 30%, а развёрнутая длина их путевого развития увеличилась только на 13%. В 1989 г. академик С.С. Шаталин и Е.Т. Гайдар писали, что в результате долгосрочного проведения недальновидной политики, нагрузка на километр железной дороги в стране в 1985 г. была в 4,5 раза больше, чем в США и в 32 раза больше, чем в Японии.
Хусаинов, подводя итог, указывает, что проблемы исчерпания пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры появились не сегодня, а копились давно, и трансформационный спад 1990-х годов просто отложил их. При этом, учитывая рост погрузки, увеличение грузооборота и вагонного парка, неразвивающаяся инфраструктура железных дорог становится главным тормозом экономического развития.
Новости по теме
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
-
Шведский оператор железнодорожных грузоперевозок сокращает маршрутную сеть из-за падения спроса
Green Cargo сокращает маршрутную сеть в условиях падения спроса на некоторых маршрутах
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну