Кто виноват в ценах на зерно и чего не дорабатывает железная дорога
Железная дорога | Логистика | Новости | Политика | Статистика | Октябрь 17, 2012, 17:26
История с зерном, которое при более чем приемлимом урожае, обрастает слухами и спекуляциями – раздражает все сильнее.
Коммерсант на прошлой неделе писал:
Как следует из данных мониторинга Минэкономики по состоянию на 1 октября, несмотря на достаточно неплохой в сравнении с 2010 годом урожай зерновых (порядка 71 млн т), ситуация на зерновом рынке сейчас несколько более напряженная и в сравнении с годом большой засухи, и, тем более, в сравнении с 2011 годом.
На мировом рынке ситуация, в принципе, сходна с ситуацией 2010 года: мировые цены на пшеницу, составляющие на конец первой недели октября порядка $334 за тонну (SRW, FOB Мексиканский залив), росли с июня 2012 года по тому же сценарию, что и два года назад, и сейчас даже выше, чем цены октября 2010 года с поправкой на долларовую инфляцию (рубеж в $300 за тонну пшеница в 2010 году преодолела лишь в декабре).
Однако на внутреннем рынке РФ ценовая динамика даже с поправкой на двухлетнюю инфляцию сейчас существенно сложнее 2010 года: взлет цен на зерно начался раньше, в июне, и был существенно более резким, чем два года назад. При этом Минэкономики приводит расчеты, согласно которым динамика роста запасов зерна в РФ сейчас хуже и 2011, и 2010 годов. Пока рост цен на зерновые не транслировался на цены на комбикорма.
Сентябрьские цены экспорта пшеницы, по сообщению Минэкономики, составили $299 за тонну. Впрочем, в июле и августе 2012 года экспорт был существенно ниже и 2010-го, и тем более 2011 года — 4,8 млн тонн.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, твердо намерен ограничить вмешательство в ситуацию на зерновом рынке исключительно товарными интервенциями — идею закрытия зернового экспорта, которая была реализована в аналогичной ситуации 2010 года, отвергает как избыточную. От итогов реализации текущей госполитики на зерновом рынке в этом году, вероятно, зависит и расклад сил на рынке на несколько лет вперед: в околоправительственных кругах и в 2012 году достаточно лоббистов закрытия экспорта, и Белый дом, доказав, что сможет эффективно справиться с ситуацией без эмбарго, вероятно, закроет вопрос о запретах экспорта в подобных ситуациях на среднесрочную перспективу.
Тут, вроде бы, государство не виновато.
Нам много говорят про недостаток мощностей, про невозможность вывоза зерна через порты и прочее, и прочее. Мы, все-таки, решили разобраться с этой печальной ситуацией.
Проще говоря, а кто ж виноват. Получились разборки в рамках подготовки новой версии исследования “Баланс спроса и предложения на ПС в системе РЖД”.
Вывод – удивительный для нас самих – ЖД транспорт слабо работает как на внутреннем рынке (доказательства этого каждый может спросить на внутренних элеваторах – здесь места не хватит), так и на рынке внешнеэкономическом.
Проще говоря, в считаные месяцы от полного года объемы завоза железной дорогой в порты и по сухопутным переходам приближаются к общим оборотам российского экспорта и транзита через порты. (левая колонка тыс.т)
Диаграммы в студию:
Собственно о чем речь – о результатах. Монополизированный рынок жд-перевозок в России дает огромную наценку на зерно, к которым, когда добавляются спекуляции, покупатели уже не могут подступиться ни в Египте, ни в центральных регионах страны, зерно не производящих. Ну и в результате и спекулянты, и монополисты, хоть и снимают сливки – сам рынок подрывают.
Новости по теме
-
РЖД удлинит контейнерные поезда до 100 условных вагонов
ОАО “РЖД” планирует в 2024 году довести длину контейнерных поездов, отправляемых в направлении станций Дальнего Востока и обратно по Восточному полигону, до 100 условных вагонов
-
Globaltrans завершил перерегистрацию в Абу-Даби
Globaltrans Investment PLC (управляющая компания железнодорожного оператора Globaltrans) завершила процесс редомициляции из Кипра в Абу-Даби
-
FESCO запустила регулярный контейнерный поезд из Санкт-Петербурга в Новороссийск
Транспортная группа FESCO организовала регулярный железнодорожный контейнерный сервис FESCO Baltic Black sea Shuttle (FBBS) из Санкт-Петербурга в Новороссийск
Свежие новости
-
Герман Маслов: «Мы храним в себе морскую ДНК»
Вице-президент FESCO по линейно-логистическому дивизиону Герман Маслов рассказал в интервью InfraNews о том, как меняется российский рынок морских контейнерных перевозок и чего не хватает новым игрокам для работы в России, а также о новой методике распределения наряд-заказов на контейнерные перевозки РЖД
-
Забастовка в финских портах может быть продлена, экспортеры обсуждают приостановку выплат зарплат работникам
Портовая индустрия Финляндии продолжает двухнедельную забастовку, организованную в знак протеста против объявленных новым правительством мер сокращения государственных расходов и планов реформирования рынка труда и сокращения системы социального обеспечения
-
Трамп обещает закрыть Китаю “черный вход в США”
Дональд Трамп, выступая в субботу на митинге в Дейтоне (штат Огайо) в рамках предвыборного турне, пообещал ввести 100% пошлины на автомобили, произведенные китайскими компаниями в Мексике
-
На линии из Петербурга в Китай и Индию за год FESCO перевезла 40 тыс. TEU
Транспортная группа FESCO за первый год работы регулярной контейнерной линии FESCO Baltorient Line (FBOL) перевезла между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом через Суэцкий канал 40,5 тыс. TEU
-
Порт Даммам в Саудовской Аравии сообщает о резком росте контейнерного трафика
Второй по величине порт Саудовской Аравии в Даммаме, названный в честь основателя государства и его первого короля Абдул-Азиза, установил в прошлом месяце новый рекорд по объемам контейнерной перевалки