Перспективы развития перевозок контейнерных грузов через Одессу

Важное | Новости | Апрель 16, 2007, 16:50

Украинское национальное информационное агентство опубликовало интервью с директором Одесского порта Николаем Павлюком, который озвучил проблемы и перспективы развития Одесского порта. “Лакомый” объект в центре миллионного города постоянно находится под прицелом охотников поживиться здесь для себя хоть чем-нибудь. Ведь не случайно витают идеи о передаче порта в муниципальную собственность или, скажем, передаче территорий порта в совместное управление муниципалитета и частного капитала… Эти и некоторые другие проекты Николай Павлюк считает непрофессиональными и комментировать их не желает.

– Николай Пантелеймонович, каким Вы видите порт в недалекой перспективе?

– У нас разработано несколько довольно интересных инвестиционных проектов развития порта, однако наибольшие перспективы в плане реализации сегодня имеет контейнерный терминал, который планируется возвести в районе Карантинного мола. Он уже получил одобрение комиссии городского совета по транспорту, связи и морехозяйственному комплексу, Комитета по вопросам транспорта и связи Верховной Рады Украины, включен в программу развития национальной сети международных транспортных коридоров на 2007-2010 годы. Концепция развития порта утверждена и Министерством транспорта и связи Украины. В середине марта, на личном приеме у Премьер-министра Украины, я изложил суть наших планов Виктору Януковичу и получил от него поддержку.

Проект, о котором идет речь, актуален не только для нашего порта, но и для Украины в целом. По своей важности и стратегичности он не уступает таким общенациональным объектам, как остров Змеиный или строящийся глубоководный канал Дунай – Черное море. Если центральные и местные органы власти в ближайшие месяцы проявят желание и утвердят строительство предложенного контейнерного терминала, то недалек тот час, когда Украина станет лидером, а по сути – полноправным хозяином на Черном море по транспортировке контейнеров в различные точки планеты.

– Неужели есть уже конкуренты?

– Есть, и довольно серьезные. Если мы будем и дальше медлить, долго спорить или, еще хуже, ставить палки в колеса, то нарастающий с каждым новым годом поток контейнерных грузов в бассейне Черного моря перехватят другие. Жесткая конкуренция может последовать со стороны Евросоюза, наших соседей из России, Румынии, Болгарии.

– В чем секрет привлекательности контейнерного бизнеса?

– Это экологически безопасный и самый дешевый вид перевозок. Более того, он экономически целесообразен, а в международном плане – перспективен, поскольку развивается стремительно. Не имея возможности расшириться (порт построен в самом центре миллионного города), мы, чтобы осуществить намеченные планы, решили пойти на такой шаг как намыв территории. Таким образом, площадь нового контейнерного терминала составит 19 гектаров. Объем инвестиций, необходимых для его строительства, оценивается в пределах 300 миллионов долларов США. Срок окупаемости проекта 7,5 лет. Одесситы получат 500 новых рабочих мест на самом терминале и около 5 тысячи мест в смежных организациях. Размер налогов и других поступлений в бюджет составит 60 миллионов долларов, в том числе для города Одесса – около 10 миллионов.

– Почему же Вы не приступаете к столь заманчивому и выгодному строительству?

– Есть весомая причина. Для этого необходимо специальное постановление Кабинета Министров Украины. Чтобы его получить – необходимо пройти длинную процедуру всевозможных согласований в министерствах и ведомствах. Реально проект может начать осуществляться в этом году, если, конечно, найдем поддержку центральных органов власти и получим положительные заключения. Далее – тендер, выбор подрядчика и само строительство.

– Насколько мне известно, руководители города Одесса выражают определенное беспокойство по поводу расширения порта, которое, по их мнению, может нанести непоправимый вред рекреационному потенциалу областного центра и ухудшит экологическую ситуацию.

– Если откровенно и на чистоту, нас вынудили, задолго до разработки окончательного проекта, сделать необходимые в таких случаях экологические и другие изыскания. Их больше десятка – начиная от именитых институтов и заканчивая общественностью. Были проведены даже специальные слушания. Так вот, нет ни одного отрицательного вывода относительно ухудшения экологии и, в первую очередь, для города.

Тема охраны окружающей среды для порта имеет первостепенное значение. И прежде, и сейчас новые технологии переработки грузов обязательно проходят так называемый экологический “экзамен”. Его успешно выдержали технологии по перегрузке угля и других навалочных грузов с использованием контейнеров и хопперов.

Для обеспечения нормативных показателей атмосферного воздуха в центральной части города нами была построена транспортная эстакада, позволившая разгрузить улицы от простоя автомобилей с включенными двигателями, упорядочить места стоянок транзитного транспорта. В ближайшие годы, благодаря продлению эстакады, грузовой автотранспорт вообще будет заходить в порт минуя городские дороги, непосредственно с окружной дороги города.

Готовы и к защите возможных загрязнений акватории моря, включая и аварийный разлив нефтепродуктов. Для этого имеются эффективные технические средства – от трех тысяч погонных метров боновых ограждений, большого количества биопрепаратов и до различных плавучих нефтемусоросборщиков, вакуумных машин для сбора нефтеводяной смеси и других устройств.

В порту введена в строй лучшая в Европе и единственная на Черном море станция очистки балластных вод, способная очищать воды судов до степени 0,05 мг/л нефтепродуктов. Производительность ее составляет 300 тонн в сутки, объем резервуарного парка – 43000 метров кубических, а единовременный прием – до пяти тысяч.

На территории предприятия действует система телевизионного контроля за состоянием акватории и причального фронта. Введена в эксплуатацию автоматическая пожарная система.

Предпринимаемые меры экологической безопасности были по достоинству оценены Международной морской организацией (IMO), которая включила Одесский порт (единственный из европейских портов) в Международную программу “Global Ballast Water Management Programme”. В рамках данной программы сотрудниками порта и Института биологии южных морей были проведены мониторинговые исследования водной толщи и донных отложений в акватории порта. Как результат, удалось выделить наиболее опасные для экосистемы Одесского залива Черного моря регионы Мирового океана и грузовые линии с точки зрения риска заноса опасных организмов, а также выявить около тридцати видов “вселенцев”, из которых 19 совершенно новые для Черного моря. Несмотря на активное судоходство и грузовые операции, в акватории порта обнаружено большое разнообразие микроорганизмов – около 550 видов, что составляет 15% от биологического разнообразия всей северо-западной части Черного моря. Только различного вида рыб обнаружено около трех десятков, из которых доминирующими являются черноморская и дальневосточная кефаль, морской налим, а также любимые всеми одесситами бычки. Семь лет в акватории порта регулярно зимуют лебеди и дикие утки, а в последнее время частыми посетителями порта стали черноморские дельфины “Афалины”.

– И все же загрязнения в порту случаются?

– Самая крупная авария с разливом нефтепродуктов в порту имела место в августе прошлого года и послужила поводом для нападок на предприятие. Во время разгрузки судна-контейнеровоза под либерийским флагом произошел разлив чуть более семидесяти тонн нефтепродуктов на площади 500 квадратных метров. Последствия его были ликвидированы в течение трех суток, а спустя пяти дней у причала, где стоял злополучный контейнеровоз, уже резвились дельфины. За двадцатилетнюю историю действующего контейнерного терминала, а, может быть, и за всю более чем двухвековую историю порта, это первый серьезный разлив в акватории. Из общего объема лишь небольшое количество – 24 кг мазута вышло за пределы гавани, но и эта субстанция была убрана. Негативные экологические последствия разлива нашим специалистам удалось свести практически к нулю. По итогам аварии предпринимаются меры по установке стандартных устройств, позволяющих в чрезвычайных ситуациях немедленно закрыть все выходы из порта. В конечном счете эта работа позволит избежать попадания даже капли нефтепродукта за акваторию порта.

– Что делает руководство порта в плане привлечения инвесторов, в том числе, и для реализации проекта нового контейнерного терминала?

– Желающих участвовать в контейнерном и других инвестиционных проектах было очень много, но в последний период наблюдается падение интереса к сотрудничеству. Больше того, некоторые из инвесторов приостановили свое участие в действующих проектах, которые уже реализуются. Инвестор хочет руководствоваться прозрачными правилами ведения бизнеса и, конечно же, работать в спокойной обстановке. Нет продуманной тарифной политики на транзит грузов. До сих пор в парламенте не принят Закон о портах, пылящийся в стенах Верховной Рады десять лет. Не внесены изменения в Земельный кодекс Украины, из-за чего намывные территории не имеют правового статуса, а порты лишены возможности резервировать земли для будущего своего развития. Серьезной корректировки требует законодательная норма об обязательном проведении государственными предприятиями тендеров для закупок товаров или услуг.

– И, тем не менее, порт успешно работает и является флагманом морской отрасли страны?

– В минувшем году наш порт переработал 28 миллионов тонн грузов – четверть от того, что переработали восемнадцать портов Украины. При этом заработали 120 миллионов прибыли, или 40% от доли тех же портов. Не сбавили темпы и в этом году. Показатели первого квартала лучше прошлогодних. Идет позитивный рост в плане переработки грузов, а финансовая ситуация позволяет нам надеяться на успешную реализацию намеченных крупных инвестиционных проектов, где, кстати, мы также частично участвуем.

Украинское национальное информационное агентство

Новости по теме


Свежие новости