Южные реки повернуть на север

Важное | Новости | Октябрь 26, 2009, 6:50

 

Повернуть реки или сдвинуть горы? В Китайской Народной Республике выбрали первый вариант развития страны. Об этом материал в “Известиях”.

Бедный Север, богатый Юг – реалии сегодняшнего Китая. Но подобное расслоение давно уже беспокоит китайское правительство. Решить большие проблемы помогут большие стройки, решили власти КНР, и недавно анонсировали масштабную затею: повернуть с юга на север воды крупнейшей в стране реки – Янцзы. Идея – доставить необходимую в сельском хозяйстве воду в бедные с этой точки зрения провинции. Размах грандиозный – одних только переселенцев будет около 330 тысяч человек. Но и опыт определенный имеется: во время строительства гидроузла “Санься” (“Три ущелья”) переместить пришлось почти миллион жителей. С подробностями корреспондент “Известий” Иван Антонов.

Планируется, что проект будет осуществлен за 50-60 лет. За это время соорудят целую сеть каналов общей протяженностью почти полторы тысячи километров: Восточный, Центральный и Западный, по ним-то и потечет вода со стоков крупнейшей реки Евразийского континента Янцзы, а также рек Хуанхэ, Хуайхэ и Хайхэ. Ожидается, что таким образом будут подпитаны провинции Хэнань, Хэбэй, а также район Пекина и города центрального подчинения Тяньцзиня. После завершения великого поворота северные территории станут получать до 50 миллионов кубометров воды в год. Стоимость проекта – около 60 миллиардов долларов США.

Для современного Китая развитие сельского хозяйства – буквально вопрос выживания, ведь надо накормить более полутора миллиарда человек. При этом гор в КНР много, а вот равнин, пригодных для возделывания, на всех не хватает. Причем большая часть их приходится как раз на северо-восточные районы страны, которые из-за географических особенностей слабо питаются водой. Вот правительство и решило: проще доставить реки на север, чем сравнивать горы на юго-западе страны.

Стройка века, по замыслу руководства Китая, решит сразу несколько глобальных задач. Во-первых, даст толчок развитию сельского хозяйства. Во-вторых, на ней смогут найти работу многие жители северных районов страны, сейчас страдающие от безработицы. В-третьих, крупный инфраструктурный проект станет еще одним значимым элементом в стратегии по преодолению мирового финансово-экономического кризиса. Ведь не секрет, что именно во внутригосударственных масштабных проектах правительство КНР видит основной путь выхода из трудной ситуации. В-четвертых, опять же равномерное распределение водных ресурсов, нехватка которых, по мнению специалистов, уже не за горами. В-пятых, можно тратить массу накопленных долларов, пока они еще имеют ценность. Ну и на закуску реализация грандиозного замысла – еще один крупный вклад в имиджевую копилку Поднебесной. А это станет неплохим подарком к 100-летию образования КНР в 2049 году – почему-то кажется, что именно к этой дате работы постараются закончить.

Строящиеся каналы пройдут по одним из самых густонаселенных в Китае провинциям, поэтому тех, кто живет на пути их прокладки, придется переселить. По предварительным подсчетам, число вынужденных переселенцев может составить до 330 тысяч человек. В основном это коснется селян из провинций Хэнань и Хэбэй. В штаб-квартире по переселению уже заявили, что подберут для новоселов территории “с удобными дорогами и почвой хорошего качества”, выделят ссуды и участки для ведения хозяйства. Планируется, что более 150 тысяч переселенцев разместят в 185 деревнях уезда Сичуань, что на юго-западе провинции Хэнань. Переселение, по данным официальных лиц, завершится к 2011 году.

Что касается ранее уже упомянутого переселения людей в связи со строительством крупнейшего в мире гидроузла “Три ущелья”, то здесь, как показала практика, власти действовали весьма успешно. С начала строительства ГЭС место жительства поменяли более миллиона человек, и на это мероприятие государство потратило около восьми миллиардов долларов США. Переселенцев разместили в основном неподалеку от крупных городов. Об испытаниях, которые пришлось пережить этим людям, режиссер Цзя Чжанкэ даже снял художественный фильм “Натюрморт”.

К слову, в строительстве водных каналов китайцы практикуются уже давно. Достаточно вспомнить Великий канал – одно из древнейших гидротехнических сооружений на планете протяженностью 1930 километров. Он пересекает четыре провинции и соединяет крупнейшие порты Китая – Тяньцзинь и Шанхай. Строительство его началось еще в шестом веке до нашей эры, южный участок закончили в седьмом веке нашей эры, а самый северный завершили уже в тринадцатом.

В целом на строительство этого искусственного водовода ушло более 2000 лет, и до поры до времени он считался важнейшей транспортной артерией страны. Однако с развитием железных дорог утратил свое былое значение и сегодня по большей части является памятником культурного наследия.

У китайцев есть пословица: “Предки сажают деревья, потомки наслаждаются прохладой”. Нынешний грандиозный проект – долгосрочный и пока неочевидный с точки зрения конечного результата – тем не менее воплощает в себе всю серьезность намерений Поднебесной, которая развивается с таким же размахом, с каким поворачивает реки вспять.

 

“Известия”

Новости по теме


  • Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки

    На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями

    24 апреля, 2024, 16:20
  • Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря

    Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря

    8 декабря, 2023, 12:42
  • Хотели как Maersk. Получилось как всегда

    C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.

    23 ноября, 2023, 09:21

Свежие новости