Механизмы таможенного контроля ширятся и крепнут
Представивший Госдуме законопроект “О внесении изменений в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса РФ” заместитель главы ФТС Сергей Шохин пояснил парламентариям, что сейчас правительство вправе определять специализированные пункты пропуска лишь при импорте товаров. Сделанный ФТС “анализ процессов таможенного контроля” привел таможенников к выводу о необходимости создать спецпункты пропуска и при экспорте.
Пока, сообщил господин Шохин, речь идет исключительно об ограничении мест вывоза лесоматериалов. По словам заместителя главы ФТС, сейчас определять качество и количество вывозимых лесоматериалов у таможни не получается — нужного оборудования и специалистов на пунктах пропуска нет, выгружать товар для осмотра некуда и некогда. “Определение специализированных пунктов пропуска — это единственная возможность установить хоть какой-то реальный контроль за вывозом леса”,— заявил Сергей Шохин. Речь, по его словам, идет прежде всего о российско-китайской границе. Граница с Финляндией беспокойства у ФТС в этом плане не вызывает. Предполагаемое количество лесных спецпунктов заместитель главы службы не называет, однако, по информации спикера Госдумы Бориса Грызлова, речь идет о 121 пункте из нынешних 421.
Ответственный за прохождение законопроекта в Госдуме зампред бюджетного комитета палаты Александр Коган пояснил, что после введения РФ заградительных пошлин на вывоз леса-кругляка таможенники стали сталкиваться со случаями подмены — его теперь вывозят под видом пиломатериалов. В отсутствие зон выгрузки/погрузки на границе делать это, по его словам, совсем несложно — достаточно прикрыть вывозимые железнодорожными составами бревна пиломатериалами.
Знакомых с ситуацией депутатов от “лесных” регионов РФ рассуждения о невозможности отличить доски от бревен не убедили. “Все эти составы приходят на границу из определенных населенных пунктов — и власти на местах прекрасно знают, что в них происходит”,— заявил экс-губернатор Красноярского края, депутат Валерий Зубов. По его словам, “предложенная правительством идея экзотична, затратна, но неэффективна”. По мнению депутата, проблему отсутствия госконтроля за лесозаготовками на территории восточнее Красноярска надо решать радикально — полным запретом на вывоз кругляка. По словам депутата Владимира Таскаева, Забайкальский край сейчас покрыт сетью скупок краденого леса у населения, существующих практически официально. По его мнению, решать проблему следует не столько таможне, сколько органам МВД, которые в силах остановить незаконную вырубку леса.
Напомним, сейчас механизм, позволяющий контролировать внешнюю торговлю через установление специализированных пунктов пропуска ФТС, у Белого дома есть лишь в отношении импорта — и правительство довольно активно им пользуется. Так, например, майская инициатива РЖД о возможном ограничении растаможивания контейнеров в автомобильных пунктах пропуска на границе с Финляндией напрямую содержала предложение Белому дому таким образом перенаправить импортные потоки в российские порты, работающие с РЖД. Экспорт же, за исключением экспорта энерготоваров, подконтрольных Центральной энергетической таможне (ЦЭТ), в принципе возможен через любые точки пересечения госграницы, где работает ФТС.
Впрочем, тенденцию к централизации управления экспортом ФТС открыто демонстрирует даже на примере ЦЭТ: в конце мая таможня заявила о необходимости создания “единого центра по таможенному администрированию энергетических поставок между Европой и Азией”. Принятие Госдумой поправок к Таможенному кодексу дает возможности ФТС практически для неограниченной дифференциации таможенных пунктов по видам регистрируемого экспорта. Вряд ли уже в ближайшем будущем Белый дом избежит соблазна по крайней мере попробовать превратить возможности в новый механизм нетарифного ограничения экспорта в целом: в свете фактического отказа России вступать в ВТО этот соблазн будет еще больше.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее