Импорт в Россию растет
Вчера ФТС опубликовала данные о товарном импорте из стран дальнего зарубежья (более 90% российского импорта) в марте 2009 года, согласно которым по сравнению с мартом 2008 года ввоз товаров сократился на 39,9%, составив $11,2 млрд. Годовые темпы падения импорта заметно ускорились: в январе 2009 года они составляли 35,4%, в феврале — 36,7%, что отражает общее снижение внешней торговли.
Импорт продовольственных товаров в марте сократился всего на 7,7%, а ввоз машин и оборудования — более чем вдвое. Столь существенное сокращение импорта по сравнению с докризисными показателями прошлого года позволяет ЦБ отчитываться о положительном сальдо торгового баланса.
InfraNews: Отметим, как всегда, речь идет о стоимостных, но не о весовых показаттелях. В весе объем импорта восстанавливается быстрее, за счет замены импортерами дорогих номенклатур на более дешевые, с аналогичными потребителскими свойствами.
В марте 2009 года по сравнению с февралем импорт вырос на 5%. В феврале 2009 года по сравнению с январем рост был гораздо более существенным — 41,8%. Впрочем, на этот показатель ощутимо повлиял “эффект низкой базы” января 2009 года, когда по сравнению с декабрем 2008 года ввоз товаров рухнул на 60%, в том числе благодаря и сезонности, и неопределенности импортеров в отношении новых контрактов, и девальвации рубля, и сокращению потребительского спроса. В марте же рубль уже был стабильным, а рост импорта на 5% по сравнению с февралем произошел на фоне заметно выросших цен на импортные товары.
Быстрее всего восстанавливается продовольственный импорт, “Коммерсант” неоднократно писал о том, что уровень докризисного потребления российские потребители продолжают поддерживать за счет сокращения сбережений. В марте по сравнению с февралем он вырос 26,7% — до $2,2 млрд, в стоимостном выражении фактически сравнявшись с мартом 2008 года ($2,3 млрд). На прошлой неделе вице-премьер Виктор Зубков заявил, что антикризисные меры правительства “уже работают сегодня”, приведя в пример “начавшееся импортозамещение” в сельском хозяйстве. Быстрыми темпами восстанавливается импорт химической продукции, который в марте по сравнению с февралем вырос на 12,6%, до $1,9 млрд. В стоимостном выражении он, впрочем, еще далек от марта 2008 года ($2,6 млрд).
Медленнее всего восстанавливается инвестиционный импорт, который должен послужить модернизации производства в РФ и толчком к “качественному росту”. За март ввоз машин и оборудования увеличился на 1,4%, главным образом за счет покупки РЖД “железнодорожных локомотивов” (рост на 20%) и “летательных аппаратов” (рост на 12,6%). В стоимостном же выражении в марте 2008 года инвестимпорт составил $5,1 млрд против $10,6 млрд в марте 2008 года. Стимулов для того, чтобы ввоз оборудования восстанавливался быстрее, нет. В марте 2009 года правительство вернуло импортную пошлину (5%) на инвестиционное оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, с целью покрытия дефицита бюджета (см. “Ъ” от 3 марта).
Изменения в предпочтениях домохозяйств и компаний уже заметно отразились на структуре импорта (см. график). Если в марте 2008 года ввоз машин и оборудования составлял 56,7%, то в марте 2009 года его доля сократилась до 45,5%, при этом в общем объеме импорта часть продовольствия увеличилась с 12,5% до 19,3%. Впрочем, правительство явно не рассчитывает на инвестиционный рывок. Как неоднократно заявляли чиновники Минэкономики, спасти экономику от существенного падения в 2009 году должно потребление, субсидируемое государством.
Коммерсант
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее