Отчет о конференции про уголь

Компании | Новости | Июнь 19, 2009, 20:34

 

Ограниченная пропускная способность железных дорог и неразвитая портовая инфраструктура мешают российским угледобывающим компаниям быстро осуществить планы по увеличению экспорта.

Тарифы на перевозку слишком высоки, и многолетний недостаток инвестиций ограничивает возможности железнодорожного транспорта, говорят участники угольной отрасли и эксперты в ходе угольного саммита Адама Смита.

Один из примеров – проблемы на новом терминале СУЭКа Ванино на Дальнем Востоке, открытом в декабре, говорит директор Исследовательского института угольного рынка Александр Ковальчук.

“У Ванино большие проблемы, потому что пропускной способности БАМа недостаточно. По оценкам СУЭКа, терминал используется примерно на 50 процентов”, – сказал Ковальчук.

Экспорт становится все более привлекательным для угледобывающих компаний, так как рост экономики в Китае и Индии продолжается, в отличие от России.

По оценкам участников рынка, Россия экспортировала в апреле 7,2 миллиона тонн угля по сравнению с 7,5 миллиона тонн в апреле прошлого года. Добыча угля в стране снизилась в апреле на 13 процентов.

Распадская экспортировала в апреле 35 процентов добытого угля по сравнению с 26 процентами в среднем в первом квартале этого года, сказал в среду заместитель генерального директора Александр Андреев.

“Нам нужно сменить стратегию, постепенно наращивая экспорт”, – сказал он.

ТРАНСПОРТ ДОРОГ

По мнению экспертов, для того, чтобы российские производители угля могли увеличивать свою долю азиатского рынка, необходим рост инвестиций РЖД и снижение тарифов на перевозку угля. Но тарифы только растут.

“Цена угля сильно упала, но транспортная составляющая не снижается, а в июле вырастет на 4-6 процентов”, – сказал представитель компании Евросиб СПБ-Транспортные системы Андрей Баранов.

Железнодорожные тарифы регулируются государством, и правительство думает над тем, чтобы повысить их не так сильно, как намечалось ранее, чтобы поддержать экономику во время спада.

По словам Андреева, доля транспортных расходов в цене российского угля на условиях FOB выросла до 30-35 процентов с 9-16 процентов в прошлом году. Также необходимо расширение железнодорожной сети, которого не стоит ждать в ближайшее время из-за его высокой себестоимости.

По словам директора аналитической компании InfraNews Алексея Безбородова, себестоимость одного километра пути в России составляет $1,5 миллиона по сравнению со среднемировым значением в $600.000-800.000.

ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Для роста экспорта угля необходимо также увеличение пропускной способности и модернизация в портах, считает представитель Центрального научно-исследовательского института морского флота Тамара Новикова.

Устаревшие технологии не дают наращивать объемы перевозки и опасны для вагонов, особенно зимой, когда уголь замерзает, сетует Новикова.

“Лишь у немногих портов есть оборудование для размораживания грузов, которое повышает пропускную способность”, – сказала она.

Другие эксперты отмечают, что российские порты – одни из самых дорогих в мире: перевалка грузов в российских портах добавляет $10 к себестоимости тонны груза, а в среднем в мире – $2-3.

“В портах Австралии и Китая используются автоматизация и спутники, а здесь все делают люди”, – объяснил Безбородов из InfraNews.

Reuter

Новости по теме


Свежие новости