Новый таможенный кодекс (украинский)
Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по налоговой и таможенной политике член блока Юлии Тимошенко Константин Бондарев в соавторстве с главой этого же комитета Сергеем Терехиным представил проект нового Таможенного кодекса. Документ призван облегчить международную торговлю и транзит через нашу страну, что в итоге будет способствовать увеличению товарооборота Украины.
Работу над новым Таможенным кодексом подстегнуло вступление Украины в ВТО и взятые ею обязательства привести украинские законы в соответствие со стандартами международного торгового клуба. Главным образом это требование касалось отечественных таможенных процедур, которые на сегодняшний день неоправданно усложнены и не соответствуют современным реалиям внешнеэкономической деятельности. Потому одной из главных задач для его разработчиков стало сокращение времени их проведения — автотранспорт может пребывать на пунктах пропуска не более пяти дней с момента подачи документов, товар — не более 30 дней. Основательные проверки оформляемых грузов станут выборочными. Чтобы эффективно бороться с контрабандой, проект Таможенного кодекса предполагает систему управления рисками, которая позволит оценивать вероятность нарушений в этой сфере субъектами ВЭД, а также определять возможность нарушения таможенного законодательства, основываясь на принадлежности товара к «группе риска», определенным категориям отправителей и т. д.
Новый кодекс сделает возможным подачу документов и сведений, необходимых для оформления грузов, в электронном виде. Причем в проекте содержится норма, разрешающая инспекторам требовать от их владельцев только те документы, которые необходимы для проведения соответствующего контроля. Субъектам ВЭД предоставляется возможность подавать декларации в любом таможенном органе (если иное не предусмотрено кодексом). Сейчас же их можно предоставлять лишь по месту таможенной очистки товара.
Со вступлением в силу нового ТК будут разгружены и пропускные пункты. Документ оговаривает возможность растамаживания грузов по месту «прописки» импортера, а также создание «сухих» портов, представляющих собой площадки, вынесенные за пределы пропускных пунктов и портов, на которых может проводиться таможенный досмотр. Правительство уже начало реализовывать эти идеи. В соответствии с постановлением КМУ (№636) при согласии владельца либо уполномоченного им лица контроль товаров, перевозимых в контейнерах, может осуществляться в зонах контроля грузовых таможенных комплексов (автотерминалов, автопортов) вместо подобной зоны пропускного пункта. «В портах сейчас элементарно недостаточно места, чтобы в нормальном режиме принимать грузы, а возможности для расширения территории нет. Так что организация так называемых «сухих» портов, которые будут принимать контейнеры, — это острая потребность и для бизнеса, и для государства», — говорит президент ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины «Укрвнештранс» Евгений Новиков.
В новой версии ТК нашлось место и для законодательного закрепления других новаций, уже практикуемых Гостаможслужбой. Документ вводит институт «уполномоченных экономических операторов» — субъектов ВЭД, которые будут осуществлять экспортно-импортные операции при минимальном вмешательстве таможенной службы. Аналогичные институты широко используются сейчас и в международной практике. Как поясняют в ГТС Украины, такой статус смогут получить предприятия из так называемого белого списка (напомним, что попасть в него могли компании, стабильно уплачивающие солидные налоги, четко соблюдающие законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности и не имеющие конфликтов с контролирующими органами).
Среди других полезных новаций эксперты выделяют прописанную в проекте систему компромисса в нарушении таможенных правил и возможность аннулирования декларации. Эта система, широко используемая в европейском законодательстве, предусматривает смещение акцента в применяемых к нарушителям санкциях в сторону финансовой ответственности. Такой субъект может заключить мировое соглашение с таможенным органом и отказаться от груза в пользу государства. Конечно, это не касается преступлений, квалифицируемых как контрабанда. Предложенная же авторами возможность аннулирования таможенной декларации окажется весьма кстати в случаях, когда оформленный в режиме экспорта товар еще не пересек границу Украины, а получатель-нерезидент решил отказаться от его приобретения.
Презентованный проект Таможенного кодекса — не окончательная его версия. У заинтересованных сторон еще будет возможность внести к нему свои предложения. Авторы ТК готовы вынести его на обсуждение, чтобы соблюсти главные принципы государственной регуляторной политики: прозрачность принятия законодательных решений и учет общественного мнения.
Новости по теме
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну