В контейнерной Одессе негде хранить грузы
Склады в Одессе скоро будут стоить не меньше, чем товар, который в них хранится. Только за последние полгода арендные ставки удвоились, а за выставленные на продажу хранилища владельцы просят по $3–5 млн. Инвесторы обещают в течение ближайших двух лет ввести в эксплуатацию более 300 тыс. кв. м складов.
Среди причин повышенного интереса называются прежде всего нашествие на Одессу торговцев со всей Украины — в течение последнего года свои магазины в городе открыли большинство национальных продуктовых сетей, а также многие продавцы строительных материалов, мебели, одежды и пр. Об этом пишеткиевский еженедельник “Деловая столица”
Риэлторы отмечают, что потенциальные арендаторы чаще всего интересуются объектами нескольких типов. Крупные дистрибьюторские компании, специализирующиеся на продаже стройматериалов, алкогольных напитков, а также фармацевты и поставщики удобрений просят подобрать помещения площадью 2,5–5 тыс. кв. м. Последняя группа заказчиков к тому же выдвигает дополнительные требования по наличию специального оборудования для хранения лекарств или химических веществ. Крупных арендаторов интересуют также наличие удобных подъездных путей, зачастую — железнодорожной ветки, возможность арендовать 80–100 кв. м офисных площадей с телефонными линиями и интернетом. Компании, имеющие менее масштабный бизнес, не столь привередливы. Продавцы мебели, сантехники, бытовой техники и пр. ищут склады до 1 тыс. кв. м с авторампой и возможностью подъезда транспорта и небольшим офисом.
Среди наиболее популярных “складских” районов называют магистрали на выезде из Одессы — Овидиопольское, Киевское шоссе, Николаевская дорога (ул. Промышленная, Химическая, Столбовая) и район Ильичевского порта.
Предложение складских помещений в Одессе пока существенно отстает от спроса. Общая площадь таких объектов не превышает 350 тыс. кв. м. Для города, который находится на пересечении морских и сухопутных транспортных магистралей, эта цифра ничтожно мала и составляет не более 25% потенциальной емкости рынка.
Качество местных складов такое, что порядка 60% комплексов даже не отапливаются, но при этом уровень обеспеченности холодильным оборудованием и таможенно-лицензионными площадками достаточно высок — ими располагают не менее 25% объектов.
Сейчас на одесском рынке складской недвижимости доминирует два типа объектов. Первый включает склады категорий С и D, отличающиеся сравнительно небольшими площадями (от 200 до 500 кв. м) старой постройки с минимальным набором удобств. Главным достоинством таких помещений является сравнительно невысокая цена, от $4/кв. м в месяц. Но при этом арендаторы часто вынуждены самостоятельно делать ремонт, освещение, отопление, телефонные линии, устанавливать стеллажи, организовывать охрану и прочее.
Вторым сегментом рынка логистических услуг являются объекты категорий А и В, но их количество очень мало. Нередко новые комплексы возводятся под одну или несколько компаний и практически не сдаются сторонним арендаторам.
Недостаток предложения на рынке уже спровоцировал стремительный рост цен. Только с начала этого года арендные ставки увеличились почти в два раза. К примеру, если склады классов C и D еще в конце 2006 г. стоили $2,5–3, то сейчас за них просят уже $4–6/кв. м в месяц. Объекты класса В еще дороже — порядка $8/кв. м.
Потенциальные инвесторы уже оценили перспективы одесского рынка складской недвижимости. По прогнозам, до 2009 г. будет введено в эксплуатацию порядка 320 тыс. кв. м. высококачественных площадей. На конец этого года намечен ввод первой очереди логистического комплекса Odessa-Logistic Park общей площадью более 40 тыс. кв. м. Уже сейчас потенциальные арендаторы готовы снять здесь помещения по цене от $10/кв. м в месяц.
Другие объекты пока только планируются. Украинско-российский холдинг “Международное логистическое партнерство” намерен построить в районе Киевской трассы комплекс площадью 100 тыс. кв. м. В ближайшие год-два обещает вывести на рынок свой склад (18 тыс. кв. м) и одесский “Енергобуд-девелопмент”. Масштабное хранилище площадью 160 тыс. кв. м в 5 км от города собирается возвести и австрийская девелоперская компания GLD Invest.
Компания “XXI Век” заявила о планах построить на Овидиопольском шоссе логистический центр площадью 50 тыс. кв. м и стоимостью $74 млн. Подробности о его структуре и возможной дате реализации пока не разглашаются. Среди крупных проектов, строительство которых намечено на ближайшее время, выделяется также комплекс “Сухой порт” компании “Евротерминал”, объекты компаний Fordon Logistic Company и FIM Group. Разрабатывается проект склада площадью 8 тыс. кв. м компании GIN Consulting Group по Киевской трассе. Ориентировочная дата ввода его в эксплуатацию — конец 2008 г.
Несмотря на ожидаемое появление новых хранилищ, риэлторы не прогнозируют в обозримом будущем снижения уровня ставок. Наоборот, ожидается, что новички выведут рынок на очередной ценовой рекорд, повысив тарифы до $11–14/кв. м в месяц.
Новости по теме
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну