Арктический шельф – недоступен
Падение цен на нефть может поставить крест на амбициях России на арктическом шельфе. По подсчетам ВНИГНИ (имеются в распоряжении РБК daily), при нынешней стоимости «черного золота» и налоговом режиме лишь менее 1% от начальных извлекаемых запасов нефти шельфа Арктики можно отнести к высокорентабельным. Ситуация будет меняться лишь с повышением цены на нефть как минимум до 100 долл. за баррель и с применением налоговых каникул по НДПИ от семи до десяти лет. Но даже при этих условиях вкладывать в разработку нефтегазовых проектов на суше вдвое выгоднее, чем в морские проекты.
Потенциал российского шельфа сегодня составляет около 100 млрд т условного топлива, в том числе 13,8 млрд т нефти и 79,1 трлн куб. м газа. При этом на Арктику приходится более 71% ресурсов нефти и свыше 88% газа всех морских акваторий России. Добыча топлива в российской части Арктики сегодня не ведется.
Экономические перспективы начала геологоразведки и добычи нефти и газа на шельфе северных морей в докладе на конференции «Нефть и газ Арктического шельфа» в Мурманске оценила заведующая лабораторией обеспечения геолого-экономической оценки запасов и ресурсов нефти и газа ВНИГНИ Людмила Калист (копия доклада есть в распоряжении РБК daily). В расчетах учитывалась цена нефти, заложенная в бюджете на 2007 год, 61 долл. за баррель, и цена газа 230 долл. за 1 тыс. куб. м.
Выяснилось, что при текущем налоговом режиме проекты с внутренней нормой рентабельности (ВНР) свыше 10% составляют не более 28 и не менее 8,7% от технически доступных запасов арктического шельфа. А наиболее инвестиционно привлекательными для освоения (при норме рентабельности от 20% и выше) являются не более 70 млн т нефти арктических акваторий (что составляет менее 1% от начальных извлекаемых запасов этих морей). По газу процент рентабельных ресурсов выше — от 13,5 трлн до 25 трлн куб. м, или более 50% общего объема морских рентабельных ресурсов газа.
При введении налоговых каникул по НДПИ для этих территорий и росте цены на нефть до 100 долл. за баррель ситуация слегка меняется к лучшему: удельная доля высокорентабельных ресурсов возрастает до 1% от начальных извлекаемых запасов шельфа Арктики (до 110 млн т), но в основном за счет крупных месторождений. Критерию ВНР от 10% отвечают месторождения с запасами от 40 млн т, а высокорентабельными становятся месторождения от 60—80 млн т и выше при дебитах выше 400 т в сутки.
При этом инвестиции в разработку 1 т углеводородов на шельфе северных морей зачастую превышают в 1,5 раза инвестиции в освоение месторождений суши (свыше 650 руб. на 1 т на море против 470 руб. на 1 т на суше), а чистый дисконтированный доход от таких проектов почти в 2 раза ниже, чем на суше (около 300 руб. на суше против 165—170 руб. на 1 т на шельфе).
Расчет экономической эффективности освоения месторождений нефти и газа в Арктике эксперт провела для технически доступных и условно технически доступных запасов углеводородов при вариантах подтверждаемости ресурсного потенциала месторождений 100 и 50%. По оценкам г-жи Калист, объем начальных извлекаемых ресурсов в Арктике составляет 9,8 млрд т нефти и 69,5 трлн куб. м газа. При этом 5,7 млрд т нефти и 35 трлн куб. м газа относится к технически доступным и условно технически доступным для освоения ресурсам.
Директор департамента информобеспечения проектов «Синтезморнефтегаза» Евгений Захаров считает неправильным в совокупности оценивать экономическую эффективность разработки арктического шельфа. По его информации, по итогам бурения на Медынско-Варандейском участке в Баренцевом море были обнаружены крупные запасы легкой нефти, что значительно повышает экономическую эффективность такого проекта по сравнению с месторождениями сходных климатических условий и величины запасов, которые содержат тяжелую нефть.
Гендиректор «Арктикшельфнефтегаза» Борис Кутычкин признает, что в текущих экономических условиях разрабатывать углеводородные запасы Арктики нерентабельно. При этом, по его словам, в условиях отсутствия конкуренции госкомпании могут затягивать сроки геологоразведки и добычи нефти и газа на этих территориях. Для ускорения начала разработки этих территорий и привлечения инвесторов он предлагает снова начать заключать соглашения о разделе продукции.
РБК daily
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами
-
Российские производители гороха воспользовались отменой пошлины в Индии
Производственно-коммерческая компания «Новосибирскхлебопродукт» в апреле отправила из Владивостоксого морского порта в индийский порт Калькутта первую партию российского гороха. Как пояснил InfraNews генеральный директор компании Сергей Соколов, причиной для активизации поставок стало обнуление Индией ввозной пошлины на горох, связанное с низким урожаем этой культуры в стране
-
ВТО прогнозирует возобновление роста объемов мировой торговли товарами в 2024 и 2025 годах
Прогнозируя восстановление роста в 2024-2025 годах ВТО делает оговорку, что условием для реализации этого прогноза является отсутствие новых резких скачков цен на продовольствие и энергоносители в случае усиления региональных конфликтов и геополитической напряженности
-
Риски для судоходства в Красном море толкают вверх цены и ставки чартера контейнеровозов
Рост цен сопровождался увеличением доходности операций. Так суточная ставка по годовому контракту тайм-чартера контейнеровоза класса Handysize увеличилась за первые 3,5 месяца года на 39,4 % с 9,28 тыс. долларов по состоянию на 1 января 2024 года до почти 13 тыс. долларов в сутки в настоящее время
-
Спотовые ставки Азия-Европа продолжают снижаться
Спотовые ставки на доставку контейнеров из Азии на ключевые потребительские рынки условного запада продолжают снижаться