Евросоюз не исключает конфликта с РФ за ресурсы Севера
В начале недели британское издание The Guardian опубликовало выдержки из доклада верховного представителя Евросоюза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы и комиссара ЕС по внешним связям и политике европейского соседства Бениты Ферреро-Вальднер, согласно которому глобальное потепление приведет к росту конфликтов в мире. В документе отмечается, что Арктика станет одной из «потенциальных» арен для борьбы, в которую могут быть вовлечены страны Евросоюза и Россия.
Глобальное потепление и ускоренное таяние ледников будут иметь «широкие последствия для стабильности и безопасности стран Евросоюза», уверены авторы доклада. По их мнению, из-за таяния ледников станут актуальны новые судоходные маршруты, за которые разгорится борьба. Более того, «проблемы в Арктике» связывают с Россией, которая в минувшем году начала кампанию по приращению шельфовых территорий. «Дальнейшее развитие гонки за энергетические ресурсы будет проходить через конфликты за ресурсы полюса, которые из-за глобального потепления будут все более доступны», — отмечается в докладе. Усиление конкуренции за энергоресурсы вполне может привести к «потенциальным конфликтам» между странами, в том числе Россией, Данией, Норвегией, США и Канадой.
Сам факт того, что высокопоставленные чиновники ЕС говорят о возможности конфликта, свидетельствует о намерении Евросоюза активно включиться в борьбу за ресурсы Севера. «Ситуация симптоматична и опасна для нас. Впервые официальные лица ЕС заявили о готовности к противостоянию с Россией», — полагает политолог Дмитрий Евстафьев. Однако без помощи военного рычага в виде НАТО любое гипотетическое противостояние для Евросоюза невозможно. «Роль НАТО сейчас меняется. Теперь это не только организация, отвечающая за оборону и проведение военных операций по миру, но и инструмент, призванный отвечать созданию новых экономических параметров и изменению политической карты мира», — говорит он.
Доклад еврочиновников появился незадолго до саммита НАТО в Бухаресте, на котором обсуждение вопросов энергетической безопасности станет одной из центральных тем. По данным The Guardian, на саммите будет представлен 150-страничный манифест, в котором поднимается вопрос об использовании НАТО в качестве «инструмента энергетической безопасности». Более того, авторы манифеста отмечают, что глобальное потепление уже вызвало трения между РФ и входящей в альянс Норвегией о ловле рыбы у архипелага Шпицберген. Правда, до сих пор освоение богатого углем Шпицбергена Москвой и Осло проходило мирно. «Это тот случай, где все происходит бесконфликтно. Управление и принятие любых решений проходит на основе норвежско-российских договоренностей. До сих пор во главе угла стояло совместное освоение. Однако попытки втянуть Норвегию в конфликт с РФ не исключены», — говорит руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.
Западные эксперты, впрочем, уверены, что в ближайшее время ожидать обострения борьбы за Арктику не стоит. «Главной целью для многих стран на годы вперед станет определение границ исключительных экономических зон. Я полагаю, что все вопросы, связанные с этим процессом, будут решаться на основании научных данных и в соответствии с существующими договоренностями. После определения границ остро станет вопрос с поиском экспертов и оборудования, достаточного для добычи ресурсов. Вполне возможно, что сотрудничество, которое мы видим на Штокмановском месторождении, станет обычным делом для всей Арктики в будущем», — сказал РБК daily эксперт Датского института международных исследований Свенд Ааге Кристенсен.
РБК daily
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями