РЖД потеряли Казахстан

Важное | Новости | Январь 30, 2008, 8:25

Китай построит две железнодорожные ветки, которые соединят северо-западный Синьцзян-Уйгурский автономный район страны с Центральной Азией. Как сообщили на этой неделе китайские СМИ, необходимость этого шага связана с растущим товарооборотом с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Одновременно новые транспортные маршруты расширяют возможности Пекина по доступу к ресурсам региона, что вызывает недовольство конкурентов на Западе и на Востоке.

Строительство Китаем новых железнодорожных путей в Центральную Азию может встревожить США и Индию, которые ведут здесь борьбу за нефтяные ресурсы, отметила вчера индийская газета The Times of India. Кроме того, этот шаг означает, что Пекин всерьез нацелен снизить зависимость от импорта энергоносителей морскими путями (с Ближнего Востока через Малаккский пролив. — РБК daily), которые сейчас находятся под контролем США.

Железнодорожные системы Китая и Казах­стана пока связаны лишь через ветку Урумчи — Алатау протяженностью 460 км. Однако ее пропускная способность уже на пределе: в прошлом году грузооборот вырос на 60% по сравнению с 2006 годом. В связи с этим Пекин решил уже в этом году построить еще один участок, который соединит приграничный пункт Хоргос с внутренними казахскими железнодорожными путями в поселке Сарыозек примерно в 200 км к западу. Стоимость проекта — 861 млн долл. Одновременно начнется строительство железной дороги от китайского города Кашгар в Киргизию, а затем в Узбекистан. Ее ввод в эксплуатацию ожидается к 2010 году.

Пекин, который уже начал эксплуатацию неф­тепровода Западный Казахстан — Западный Китай и приступил к реализации проекта по прокладке газопровода из Туркмении, продолжает демонстрировать намерение укрепляться в Центральной Азии. «Борьба за ресурсы в регионе в последние годы усилилась. При этом Китай был и остается здесь одним из самых удачливых игроков, особенно в Казах­стане», — считает эксперт Оксфордского института энергетических исследований Уилли Ульсен. По словам аналитика, даже у ближайшего конкурента Китая из числа развивающихся стран — Индии пока не хватает мощностей, чтобы угнаться за нефтегазовыми корпорациями соседа. «Индийцы проявляют активность, но они еще не в состоянии действовать так же слаженно, как китайские инвесторы», — отметил РБК daily ­г-н­­ Ульсен.

По-мнению директора Института стратегических оценок и анализа Вагифа Гусейнова, серьезный повод для беспокойства есть и у западных компаний, которые пока наиболее масштабно представлены в Центральной Азии. «Активность Китая на этом направлении, конечно же, тревожит США и ЕС, которые лоббируют выстраивание маршрутов транспортировки казахских углеводородов в Европу в обход России», — сказал эксперт. Важным фактором в этих условиях является позиция властей Казахстана, которые демонстрируют стремление избежать зависимости от Запада в энергетической сфере. Именно с этим, в частности, г-н Гусейнов связывает текущие успехи как Китая, так и России в реализации ряда важных энергетических проектов в регионе.

РБК daily

Новости по теме


Свежие новости