РЖД потеряли Казахстан
Китай построит две железнодорожные ветки, которые соединят северо-западный Синьцзян-Уйгурский автономный район страны с Центральной Азией. Как сообщили на этой неделе китайские СМИ, необходимость этого шага связана с растущим товарооборотом с Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Одновременно новые транспортные маршруты расширяют возможности Пекина по доступу к ресурсам региона, что вызывает недовольство конкурентов на Западе и на Востоке.
Строительство Китаем новых железнодорожных путей в Центральную Азию может встревожить США и Индию, которые ведут здесь борьбу за нефтяные ресурсы, отметила вчера индийская газета The Times of India. Кроме того, этот шаг означает, что Пекин всерьез нацелен снизить зависимость от импорта энергоносителей морскими путями (с Ближнего Востока через Малаккский пролив. — РБК daily), которые сейчас находятся под контролем США.
Железнодорожные системы Китая и Казахстана пока связаны лишь через ветку Урумчи — Алатау протяженностью 460 км. Однако ее пропускная способность уже на пределе: в прошлом году грузооборот вырос на 60% по сравнению с 2006 годом. В связи с этим Пекин решил уже в этом году построить еще один участок, который соединит приграничный пункт Хоргос с внутренними казахскими железнодорожными путями в поселке Сарыозек примерно в 200 км к западу. Стоимость проекта — 861 млн долл. Одновременно начнется строительство железной дороги от китайского города Кашгар в Киргизию, а затем в Узбекистан. Ее ввод в эксплуатацию ожидается к 2010 году.
Пекин, который уже начал эксплуатацию нефтепровода Западный Казахстан — Западный Китай и приступил к реализации проекта по прокладке газопровода из Туркмении, продолжает демонстрировать намерение укрепляться в Центральной Азии. «Борьба за ресурсы в регионе в последние годы усилилась. При этом Китай был и остается здесь одним из самых удачливых игроков, особенно в Казахстане», — считает эксперт Оксфордского института энергетических исследований Уилли Ульсен. По словам аналитика, даже у ближайшего конкурента Китая из числа развивающихся стран — Индии пока не хватает мощностей, чтобы угнаться за нефтегазовыми корпорациями соседа. «Индийцы проявляют активность, но они еще не в состоянии действовать так же слаженно, как китайские инвесторы», — отметил РБК daily г-н Ульсен.
По-мнению директора Института стратегических оценок и анализа Вагифа Гусейнова, серьезный повод для беспокойства есть и у западных компаний, которые пока наиболее масштабно представлены в Центральной Азии. «Активность Китая на этом направлении, конечно же, тревожит США и ЕС, которые лоббируют выстраивание маршрутов транспортировки казахских углеводородов в Европу в обход России», — сказал эксперт. Важным фактором в этих условиях является позиция властей Казахстана, которые демонстрируют стремление избежать зависимости от Запада в энергетической сфере. Именно с этим, в частности, г-н Гусейнов связывает текущие успехи как Китая, так и России в реализации ряда важных энергетических проектов в регионе.
РБК daily
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну