Думайте о насущном

Россия может потерять значительную часть перспективных грузов на Транскорейской магистрали, если в устье пограничной реки Туманган появится китайский порт. Альтернативой китайскому проекту может быть использование расположенного поблизости северокорейского порта Раджин, к которому ОАО “РЖД” реконструирует железнодорожную магистраль.

Переговоры о воссоздании единой Транскорейской магистрали начались еще в 2001 году, и после преодоления ряда трудностей и разногласий вскоре начнется практическая реализация проекта.

Решено, что на первом этапе будет проведена реконструкция участка Хасан – Раджин протяженностью 54 км с колеей 1520 мм.

“Пилотный проект реконструкции – важная составляющая часть большого проекта по воссоединению Транскорейской магистрали, который, как показали наши переговоры, воспринимается всеми сторонами как необходимый и экономически выгодный для наших трех стран”, – подчеркнул президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин в июле прошлого года на подписании договоренностей о начале строительства.

Еще три года назад специалисты Дальневосточной железной дороги провели необходимое обследование и подготовили техническую документацию для реконструкции магистрали, которая, по их оценкам, требует серьезных ремонтных работ. Однако даже эти первые полсотни километров могут открыть российским и иностранным компаниям новые возможности для перевозки грузов.

ОАО “РЖД” получает выход на перспективный северокорейский порт, который при умелом использовании может начать менять негативную для нас ситуацию с грузопотоками в Восточной Азии.

Порт Раджин, где в декабре 2006 года побывала делегация ОАО “РЖД”, находится в северокорейской свободной экономической зоне “Расон” и обладает рядом несомненных достоинств: незамерзающий порт с развитой инфраструктурой и подходом колеи российского стандарта, с высокой степенью безопасности для грузоотправителей и льготами для предпринимателей.

Порт специализируется на навалочных грузах, а для российских портов это не очень привлекательный вид деятельности. В порту также имеется контейнерный причал, где уже работают китайские компании, но объем перевозок в настоящее время крайне незначителен.

Однако после проведения реконструкции порт уже на начальном этапе сможет обрабатывать 80-100 тыс. контейнеров в год.

Вице-президент Евро-Азиатского транспортного союза Олег Дунаев считает вполне реальной возможность привлечь грузы в Раджин для последующей транспортировки их по Транссибу.

“Если там будет хорошая инфраструктура и транспортно-логистические компании смогут организовать быструю и мобильную доставку, то дорога быстро окупится, – сообщил “Гудку” г-н Дунаев. – Основная проблема сейчас – это как раз неразвитая инфраструктура и заторы на железной дороге. Однако ОАО “РЖД” работает над этим”.

Благодаря географическому положению порт вполне может быть использован и южнокорейскими, и китайскими, и японскими компаниями.

Все эти государства заинтересованы в стабилизации обстановки в Северной Корее.

Однако, как считает Олег Дунаев, предварять политические решения должно экономическое сотрудничество. В этих целях ОАО “РЖД” намерено продолжить переговоры с северокорейской стороной на предмет строительства и совместного оперирования контейнерным терминалом в Раджине. Однако появление модернизированной железнодорожной ветки до порта Раджин, возможно, изменит ситуацию. Тем более, что сама Северная Корея способна покупать за свободно конвертируемую валюту 1-1,5 млн тонн нефтепродуктов для своих нужд.

Тем не менее отсутствие скоординированной политики российского бизнеса по данному вопросу может поставить под угрозу и само появление транзитных грузопотоков по Транскорейской магистрали. “Китай положительно относится к открытию сквозного движения по Транскорее, – сообщил “Гудку” глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. – Китайские бизнесмены действительно считают, что смогут отправлять свою продукцию по этому маршруту в Европу быстрее, чем морем”.

Однако, с другой стороны, тот же Китай просит у России разрешения взять в аренду участок на реке Туманган, где сходятся границы Китая, России и Северной Кореи, для того чтобы построить там свой порт недалеко от Раджина.

А это даст северо-восточным китайским провинциям прямой выход в Тихий океан. Как сообщил “Гудку” главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Яков Бергер, пока проект заморожен из-за сложной политической обстановки. Вопрос о создании китайского порта сложный и комплексный. Китай создал в прилегающем районе свободную экономическую зону и пытается продавить через специальную программу ООН, используя при этом свою подавляющую экономическую мощь в этом районе, свободу судоходства в устье Тумангана.

Но, получив свой порт, а вместе с ним и возможность регулировать тарифы, Китай уже не будет столь заинтересован в использовании Транскорейской магистрали, где стоимость транспортировки будут устанавливать другие государства. Магистраль может просто потерять очень крупного экспортера и стать нерентабельной.

 

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости