Первую грузовую компанию – расписали, пояснили и оценили

В распоряжении “Коммерсанта” оказалась пояснительная записка к бизнес-плану и учредительным документам по созданию ОАО “Первая грузовая компания” (ПГК), утвержденным советом директоров ОАО РЖД 28 июня. Как отмечается в записке, ключевые задачи создания ПГК – выход на рынок капитала и публичное размещение акций. Согласно бизнес-плану, появления акций ПГК на бирже можно ожидать в 2009 году. Для этого юридически компания получит положенный ей вагонный парк ОАО РЖД не постепенно, как об этом сообщает руководство монополии, а сразу.

“Чтобы в 2008 году получить финансовую отчетность за полный год работы компании, уставный капитал ПГК должен быть сформирован одномоментно”,- говорится в документе. Это означает, что передача 200,25 тыс. вагонов в уставный капитал ПГК юридически будет оформлена еще в 2007 году.

Физически же вагоны будут выводиться постепенно, поскольку часть из них загружена под перевозку грузов существующих клиентов ОАО РЖД, а часть находится за пределами России. На это время ПГК и ОАО РЖД заключат договор, по которому монополия будет эксплуатировать вагоны, находящиеся в собственности дочерней компании. Еще в прошлом году, когда ОАО РЖД спорило по поводу создания ПГК с Минтрансом, одним из ключевых моментов были как раз договоры обратной аренды вагонов.

Теперь получается, что такие договоры все же будут иметь место, хотя и только в рамках переходного периода. По оценкам ООО “Финансовые и бухгалтерские консультанты”, рыночная стоимость передаваемого ПГК имущества составляет 84,35 млрд руб. ОАО РЖД сделает и денежный вклад в капитал ПГК в размере 1,3 млрд. руб., чтобы “сформировать минимальный объем оборотных средств” для начала самостоятельной хозяйственной деятельности.

По данным InfraNews, РЖД и ФБК оценили 47 тыс. полувагонов и 14 267 крытых вагонов в $10 тыс., почти 15 тыс. платформ по $34 тыс., никому на рынке особо не нужные, более 75 тыс. цистерн по $13 тыс., а хопперы по $25 тыс.

В соответствии с прогнозами ОАО РЖД, в 2008-2012 годах выручка ПГК должна вырасти с 35,6 млрд. до 53,7 млрд. руб., EBITDA – c 11,3 млрд. до 18,3 млрд. руб.

Как и в случае с Трансконтейнером, в выручку не включен базовый железнодорожный тариф. Не ясно,  будет ли он уплачиваться напрямую в РЖД или через счета ПГК? Если верно второе, то и выручка и EBITDA по МСФО должны быть серьезно выше. Приводить различные мультипликаторы на создаваемую компанию сложно. Кроме американских железных дорог, которые на своих сетях собственники инфраструктуры, а на сетях конкурентов плательщики тарифа, сравнивать собственно в мире не с кем. По нашим представлениям, больше 70 млрд. руб. (две выручки), компания на момент создания стоить не будет, да и к 2012 году сильно не вырастет. Причина – предсказанный рост оборота нереален. Как вдруг, еле растущая (и только за счет тарифов) монополия выдавала на фоне роста экономики не более 3-4% роста, а ее дочка выдаст сразу двузначные цифры! Опять за счет тарифов – так не получится. Некоторые может и снижать придется.

В пояснительной записке есть и еще один интересный момент – отношение к тарифам. Как всегда РЖД пудрит мозги будущим инвесторам. Вместо указания процентов роста тарифов – она выдает синтетические коэффициенты тарифной нагрузки на отрасли экономики. Проще говоря, утверждает, что стоимость транспорта в цене товара будет снижаться или расти очень медленно.

Неправда ваша. Как всегда забыли, что за окнами офисов на Новой Басманной уже как почти 20 лет работают рыночные отношения. И если сегодня метал и угль на подъеме, то это совершенно не означает, что они там останутся в ближайшие три-пять лет.

 InfraNews

Новости по теме


Свежие новости