Несчастливая семерка
Железная дорога | Логистика | Новости | Август 07, 2012, 10:01
Правительство согласилось увеличить в 2013 г. тариф РЖД на 7% вместо запланированных 5,5%, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам воскресного совещания в вагоне спецпоезда. Но даже при такой прибавке монополия закончит следующий год с убытком в 38,6 млрд руб., если не будет «существенной экономии по затратам», предупредил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Насколько серьезной должна быть экономия, он не уточнил, по его словам, темпы роста производительности труда в РЖД в следующем году должны составить не менее 4%, а в дальнейшем — не менее 5% вместо нынешних 3%.
Президент РЖД Владимир Якунин предлагал увеличивать тарифы более существенно — на 11,7%, рассказывает один из участников совещания: еще 4 п. п. — на инвестиции, 0,7 п. п. — на компенсацию потерь компании из-за отмены льгот по имущественному налогу для инфраструктуры. К 2019 г. дополнительные расходы РЖД на уплату налога достигнут уже 2,7 п. п. в тарифе, заметил на совещании министр транспорта Максим Соколов.
7% в год — это «бюджет выживания, а не развития», констатировал Якунин. От многих инвестпроектов придется отказаться, предупредил он: в Сибири, на Московском и Санкт-Петербургском транспортных узлах. «В случае если тариф не вырастет в отношении, к примеру, угольной промышленности, придется закрыть угольные предприятия, поскольку они перевезти просто ничего не смогут! – убеждал главный железнодорожник, сгущая краски. – Индексация на 7% обеспечит только недеградирование инфраструктуры!»
До 2020 г. РЖД необходимо вложить в инфраструктуру 5,7 трлн руб. (без учета строительства высокоскоростных магистралей к чемпионату мира по футболу в 2018 г.), компании не хватает 1,88 трлн. Даже индексация тарифа на 11,7% не решает проблему изношенности железнодорожных путей, отмечает участник совещания. По данным Минтранса, из 85 000 км железных дорог 20 400 км — с просроченным ресурсом, рассказывает он: если повысить тариф до 11,7%, то к 2017 г. протяженность путей, требующих замены, увеличится до 23 900 км, а к 2020 г. сократится лишь до исходных 20 000 км.
Если сейчас индексировать тариф на размер инвестиционной составляющей, то с 2014 г. рост тарифов можно сдержать на уровне 5% и привлекать дополнительные средства «по проектному принципу», предложил Якунин. Шанс добиться своего у РЖД еще есть. Уже после совещания Медведев сообщил, что тариф может быть увеличен еще больше за счет инвестиционной составляющей.
Минэкономразвития против предложенной Якуниным индексации, рассказывает “Ведомостям” федеральный чиновник. По оценкам Клепача, потребность в дополнительном финансировании достигает около 30% инвестпрограммы РЖД на 2013-2015 гг. «Загнать эти средства в тариф» нельзя — тогда стоимость перевозок будет расти на 10-15% в год, объяснял Клепач, в бюджете таких денег тоже нет, выход — «модифицированное рыночное финансирование».
Медведев поручил Минфину представить предложения по покупке на деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) облигаций РЖД, выпущенных по проектам со сроками окупаемости свыше 10-15 лет. По словам Клепача, это от 40 до 70% проектов РЖД. Также Минфину поручено проработать вопрос об увеличении лимитов госгарантий под облигации РЖД. Занимать компании придется за рубежом, признал Клепач: столь длинных денег на российском рынке нет.
Постоянная индексация тарифа лишает РЖД стимулов повышать эффективность и увеличивает нагрузку на экономику, считают аналитики. Индексация меньшими темпами при условии предоставления госгарантий и вложений средств ФНБ или Пенсионного фонда в этом случае являются оправданным подходом.
Новости по теме
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Угольные компании начали возвращаться на терминал «ОТЭКО» в Тамани
Компания «ОТЭКО» подписала соглашение с ЕВРАЗ на перевалку угля через Таманский терминал навалочных грузов
Свежие новости
-
ВТО прогнозирует возобновление роста объемов мировой торговли товарами в 2024 и 2025 годах
Прогнозируя восстановление роста в 2024-2025 годах ВТО делает оговорку, что условием для реализации этого прогноза является отсутствие новых резких скачков цен на продовольствие и энергоносители в случае усиления региональных конфликтов и геополитической напряженности
-
Риски для судоходства в Красном море толкают вверх цены и ставки чартера контейнеровозов
Рост цен сопровождался увеличением доходности операций. Так суточная ставка по годовому контракту тайм-чартера контейнеровоза класса Handysize увеличилась за первые 3,5 месяца года на 39,4 % с 9,28 тыс. долларов по состоянию на 1 января 2024 года до почти 13 тыс. долларов в сутки в настоящее время
-
Спотовые ставки Азия-Европа продолжают снижаться
Спотовые ставки на доставку контейнеров из Азии на ключевые потребительские рынки условного запада продолжают снижаться
-
Товарооборот России и Китая в марте сократился на 2%, за I квартал вырос на 5%
Товарооборот России и Китая по итогам первого квартала 2024 года составил 56,7 млрд долларов США, что на 5,2% или почти 3 млрд долларов больше, чем годом ранее, согласно данным таможенной статистики КНР
-
Alibaba запускает платформу по продаже логистических услуг для малого и среднего бизнеса в США
Пользователи платформы Alibaba Logistics Marketplace получают доступ к ставкам и предложениям широкого круга поставщиков логистических услуг в режиме реального времени