Щебенка и песок вместо пассажиров

Подготовка к Олимпиаде в Сочи может ограничить доступность курортов российского юга. В этом году строительство олимпийских объектов может потребовать рекордного количества грузов. По данным госкорпорации “Олимпстрой”, на 2012 год запланирована поставка материально-технических ресурсов в объеме около 27 млн. т., что примерно на 2-5 млн. т. больше того объема, который доставлялся в Сочи в предыдущие годы (по информации источника, близкого к АНО “Транспортная дирекция Олимпийских игр”).

Рекордные объемы могут потребовать изменения движения поездов, следующих до российских курортных городов на Черном море. Как рассказал вчера на пресс-конференции вице-президент ОАО РЖД Салман Бабаев, Минтранс уже обратился к монополии с просьбой изучить возможность увеличения числа грузовых поездов за счет отмены пассажирских. В самом Минтрансе утверждают, что просили монополию увеличить движение грузовых поездов на 25% без сокращения пассажирского движения. В министерстве полагают, что “в последние годы были проведены масштабные работы по реконструкции инфраструктуры, что увеличило провозные возможности полигона между Туапсе и Сочи”. Но по согласованным с “Олимпстроем” планам ОАО РЖД в этом году нужно перевезти для Олимпиады более 17 млн. т. грузов, что на 45% больше прошлогодних объемов.

Монополия уверяет, что может это сделать без изменения графика пассажирских поездов, которые только в прошлом курортном сезоне доставили на черноморское побережье около 3 млн пассажиров. Однако официально решение, будут ли отменены какие-то поезда или нет, еще не принято. Остальной объем грузов, считают в ОАО РЖД, должен доставляться автомобильным и морским транспортом, в частности через подконтрольный “Базэлу” порт Сочи Имеретинский.

Порт, проектная мощность перевалки которого составляет 5 млн. т. в год, должен был заработать еще в 2010 году, но шторм в декабре 2009 года разрушил большую часть гидротехнических сооружений. В 2011 году восстановленная часть порта обработала всего лишь чуть больше 1 млн. т. грузов. Согласованные с “Олимпстроем” планы по перевалке на этот год — 4,5 млн. т.. Для этого в июне 2012 года порт планирует ввести все запланированные первоначальным проектом причалы. Источник “Коммерсанта”, знакомый с ситуацией вокруг поставок ресурсов для олимпийских строек, сомневается, что в порт придут такие объемы: “Морские перевозки проседают, все ориентируются на перевозку исключительно по железной дороге. При таком раскладе выведение в июне порта на проектную мощность может привести к его колоссальной недозагрузке”.

В итоге, если объемы железнодорожных перевозок окажутся выше заявленного, а пассажирское движение останется в прежнем расписании, это может ударить по промышленным компаниям и южным портам, через которые экспортируется российская продукция.  Так, в Туапсинском морском торговом порту (ТМТП, входит в транспортный холдинг UCLH Владимира Лисина), который находится на пути движения составов с грузами для Олимпиады, рассказали, что ОАО РЖД еще осенью без объяснения ограничило перевозку грузов в адрес порта. Только в феврале ограничения составили 25% от заявлявшихся объемов, что привело к недоперевалке более 120 тыс. т. в сутки, говорят в ТМТП. В Федеральной антимонопольной службе знают о проблеме: 7 марта ведомство направило в ОАО РЖД официальный запрос с требованием до 15 марта разъяснить ограничения на погрузку и перевозку грузов в морские порты. Но ситуация в целом будет напряженной во всем регионе, считают аналитики: текущие действия госструктур показали, что до 2014 года Олимпиада здесь является основным проектом и для его реализации будут задействованы все возможные ресурсы.

InfraNews: То есть Дерипаска и все затронутые госструктуры не построили Имеретинский порт. Скорее, даже наоборот – разрушили. А теперь Минтранс говорит РЖД: “Зачем тебе доходность от пассажирских перевозок – вози грузы. И зачем тебе получать стабильный экспортный тариф от Туапсе – получай за щебенку и песок в Сочи”. Кто здесь хуже –  Дерипаска, Левитин или Якунин – уже невозможно понять.

Новости по теме


Свежие новости